Перейти к основному содержанию

Владимир Литвиненко рассказал о проблемах подготовки кадров для топливно-энергетического комплекса

Литвиненко
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

В числе основных проблем он назвал переход на двухуровневую систему высшего образования, а также недостаточную кооперацию вузов.

В среду, 6 мая состоялось заседание президиума Российского союза ректоров. На повестке дня стоял вопрос о необходимости совершенствования системы подготовки кадров для минерально-сырьевого комплекса России. В роли основного докладчика выступил ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко, который напомнил, что более 60% нашего экспорта приходится на топливно-энергетические товары. А около половины всех инвестиций в экономику страны составляют вложения в проекты, связанные с поиском, добычей или переработкой полезных ископаемых.

Такая ситуация вне зависимости от развития информационных и космических технологий, машиностроения или любых других секторов сохранится на протяжении нескольких десятилетий. Это значит, что представители высшей школой «должны чётко понимать, какие проблемы стоят сегодня перед отраслью и какие задачи им необходимо решать для её поступательного развития». Как в области научных исследований, так и в части повышения компетентности студентов, которым предстоит прийти на смену нынешнему поколению инженеров.

Владимир Литвиненко отметил, что отечественная экономика представляет собой экспортноориентированную модель. В то же время углеводороды - это уникальный ресурс для развития химических производств, выпускающих полипропилен, полиэтилен и товары прямого потребления - шины, пластиковую мебель, окна и так далее. Создание на территории России подобных технологических цепочек, первым звеном которых являются нефть или газ, позволяет получать с каждой тонны сырья в 8 раз больше дохода, чем его продажи за границу. Но пока такие предприятия является, скорее, исключением, чем правилом. И во многом – именно из-за дефицита квалифицированных инженеров и экономистов, который серьёзно влияет на конкурентоспособность отрасли и смежных секторов.

Доклад Владимира Литвиненко "Кадровый потенциал минерально-сырьевого комплекса"

Missing материал.

«Ежегодные потери отрасли за счёт низкого ресурсо- и энергосбережения составляют 400-450 млн тонн условного топлива в год, а это два бюджета Министерства науки и высшего образования. Ещё одна болевая точка – это крайне низкий коэффициент извлечения нефти из недр в России – всего 25-30%. В то же время лучшие мировые практики позволяют довести его до 70%, то есть нам явно есть, куда расти. А ведь повышение КИН всего на 1%, позволит ежегодно получать до 20-25 млрд долларов дополнительных доходов. Если бы вузы решили эту задачу, то эффект оказался бы весьма впечатляющим», - подчеркнул Литвиненко.

Он также заявил, что на рынке труда в последнее годы произошли качественные изменения, но многие высшие учебные заведения не адаптировались к ним и не учли особенности современных запросов к выпускнику со стороны работодателей. Им сегодня нужны инженеры-специалисты, обладающие как минимум десятью дополнительными «узкими» компетенциями. Например, знанием английского языка, пониманием экономики производственных процессов, навыками работы со специальным программным обеспечением. На сегодняшний день реальная стоимость обучения одного студента, который в будущем пойдёт работать в отрасль и востребованность которого составляет 95% от общего спроса на кадры в МСК, составляет не менее 15 тысяч евро в год.

В то же время технические университеты продолжают готовить бакалавров и магистров, то есть научно-педагогических работников, спрос на которых не превышает 5% и продолжает падать. А это напрямую влияет на рост дефицита кадров и способствует тому, что для добычи нефти всё чаще привлекается низкоквалифицированная рабочая сила. Для того чтобы не быть голословным, Владимир Литвиненко продемонстрировал участникам совещания, к каким последствиям это может привести. И показал видео с одного из месторождений в Республике Коми, где в самом конце апреля произошло возгорание скважины, а два сотрудника в итоге получили ожоги тела.

Единственным выходом из сложившейся ситуации, по мнению ректора Горного университета, является отказ инженерных вузов от двухуровневой системы образования и возврат к специалитету с восстановлением такого направления обучения как Экономика отрасли. Это позволит студентам знакомиться с технологическими особенностями производства, влияющими на финансовые показатели профильных компаний. К такому выводу, например, уже пришли британские, немецкие и норвежские отраслевые университеты, отказавшиеся на практике от Болонской системы.

«Необходимо повысить уровень адаптации вузов к запросам рынка труда, расширить автономию образовательных организаций и сократить избыточное государственное регулирование. Нужно стремиться к индивидуализации образования, пересмотреть перечень специальностей и направлений научно-педагогических кадров, по которым присваивается учёная степень. Совершенствовать индикаторы оценки результативности университетов, сформировать единое образовательное пространство, которое позволит повысить глобальную мобильность студентов, аспирантов, преподавателей и учёных на государственном и международном уровне», - сказал Литвиненко.

Для создания единой научно-образовательной среды, по его мнению, необходима организация консорциума университетов, занимающихся подготовкой кадров для минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов России. В него должны войти 22 профильных вуза, а также 160 высших учебных заведений, в учебных планах которых от 10 до 60% направлений подготовки связаны с недропользованием. Эта некоммерческая организация займётся развитием интеграции промышленных предприятий, министерства и университетов. Обеспечит равноправный доступ членов к современной учебной и научной инфраструктуре, в том числе уникальному оборудованию и приборам. Она также будет отвечать за кооперацию с бизнесом и выработку предложений, касающихся повышения кадрового потенциала, в адрес правительства.

Литвиненко
© Форпост Северо-Запад

«Коллаборация на базе этого консорциума, а также Международного центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО позволит создать условия для мотивации студентов и аспирантов. Будет сформирована интеллектуальная среда, направленная на достижение интересов государственной экономики. То есть на подготовку качественного кадрового резерва для научно-педагогической деятельности и работы на отраслевых предприятиях», - резюмировал Литвиненко.

Президент Российского Союза ректоров Виктор Садовничий, возглавляющий МГУ, назвал его выступление «эмоциональным и аргументированным». Он также отметил, что задача участников онлайн-совещания «выработать предложения, которые позволят принять оптимальные решения для улучшения качества подготовки кадров». Ведь от этого «зависит могущество страны».

Садовничий
© Форпост Северо-Запад

«В течение мая мы проведём ряд подобных конференций, в ходе которых выслушаем мнение руководителей отраслевых университетов – медицинских, транспортных, педагогических – на тему развития системы подготовки кадров для различных секторов экономики России. Мы также создадим аналитическую группу, которая обобщит предложения по развитию высшей школы», - пояснил Виктор Садовничий.

В ближайшее время «Форпост» расскажет о реакции ректорского сообщества на доклад Владимира Литвиненко.