Перейти к основному содержанию

Названы отрасли, которые больше других пострадают от пандемии коронавируса

Глава Tesla Илон Маск, несмотря на запрет местных властей, вновь запустил свой флагманский завод во Фримонте, остановленный в связи с эпидемией коронавируса. Причина весьма банальна: простой предприятия слишком сильно ударил по производственным результатам компании. И продление карантина может обернуться для неё более серьёзными проблемами, чем прямое нарушение закона округа Аламида.

Отчёт Tesla за первый квартал нынешнего года выглядит весьма обнадёживающе. Продажи по сравнению с предыдущим периодом упали лишь на 2%, до 102 600 машин. Однако очевидно, что продемонстрировать столь же оптимистичные результаты по итогам полугодия не удастся. А если не наладить выпуск продукции сейчас, то провал может оказаться просто катастрофическим.

Убедиться в том, что над отраслью навис Дамоклов меч масштабного кризиса, несложно. Для этого достаточно взглянуть на статистику китайских изготовителей электрокаров. Например, в дилерских центрах BJEV за первые три месяца нынешнего года, на которые в КНР пришёлся пик режима самоизоляции, было куплено лишь 9,6 тысяч авто, хотя годом ранее этот показатель составлял около 30 тысяч, то есть был втрое больше. Апрель принёс некоторое восстановление спроса, но оно оказалось весьма незначительным. Так, Chery Holdings сообщил о росте реализации электромобилей лишь на 12,5%. Продажи в целом за счёт машин с двигателями внутреннего сгорания увеличились на 15,4%.

Missing материал.

По мнению аналитиков мирового лидера в области кредитного страхования - компании Euler Hermes, именно транспортные перевозки и автомобилестроение станут наиболее пострадавшими от COVID-19 секторами экономики. Причём, производители электрокаров не будут исключением, а напротив, «окажутся в наиболее уязвимом положении».

Глобальному рынку по итогам года грозит падение на 10%. Значительных потерь не сумеют избежать ни автозаводы, ни посредники, торгующие оптом и в розницу, ни поставщики запасных деталей. О том, сколь удручающими для них могут быть последствия карантинных мер, наглядно говорит статистика из Великобритании. В апреле там был зарегистрирован лишь 4321 автомобиль (снижение продаж составило 97%). Это худший показатель с послевоенного 1946 года.

«Потрясения, связанные с пандемией Covid-19, являются важнейшим дополнительным негативным фактором для отрасли, которая уже столкнулась – и продолжает сталкиваться – с проблемами из-за сжатия ведущих рынков и необходимости крупномасштабных инвестиций в производство электромобилей и автомобилей», - отмечено в исследовании Euler Hermes.

Эксперты Всемирного банка смотрят в более отдалённую перспективу, а потому настроены гораздо более позитивно. Они уверены в том, что отрасли, связанные с производством экологически чистых технологий, в том числе и электрокаров, ждут тучные времена. И утверждают, что спрос на металлы, необходимые для производства аккумуляторов, таких как графит, литий и кобальт, в течение ближайших 30 лет возрастёт на 500%.

Missing материал.

Но так ли это на самом деле? Авторы доклада убеждены в том, что добыча полезных ископаемых, необходимых для изготовления батарей и других «элементов технологических цепочек будущего», - единственный путь к достижению целей Парижского соглашения о климате. Ведь «углеродный след их производства — от добычи до конечного использования - составляет лишь 6% от объёма выбросов парниковых газов, генерируемых ископаемыми видами топлива». Единственное, что беспокоит банкиров – это приверженность развивающихся стран, в недрах которых лежат ресурсы, принципам разумной добычи полезных ископаемых.

«Covid-19 представляет собой дополнительный риск для устойчивого развития горнодобывающей промышленности, что делает приверженность правительств и компаний практикам рационального недропользования более важной, чем когда-либо прежде», - приводит портал Mining.com слова регионального директора Всемирного банка по инфраструктуре в Африке Риккардо Пулити.

К сожалению, с рационализмом в ближайшие несколько лет возникнут проблемы, а внедрение возобновляемых источников энергии и электрокаров, вероятно, замедлится. Всё просто: политикам в обозримом будущем придётся думать, в первую очередь, о восстановлении национальных экономик, а не об экологии. Это значит, что программы по сокращению выбросов СО2 будут пересмотрены. То есть спрос на солнечные панели и ветрогенераторы упадёт, а мечты о массовом отказе от двигателей внутреннего сгорания останутся лишь мечтами.

пробка
© pixabay.com

Страх перед вирусами после окончательного завершения карантина и возвращения к прежнему образу жизни вынудит часть граждан отказаться от поездок общественным транспортом, а также от такой практики как машины совместного пользования. При этом подешевевший бензин станет ещё одним весомым аргументом в пользу покупки традиционного автомобиля, а не электрокара.

Ряд добывающих компаний в связи со снижением цен практически на все виды сырья – нефть, медь, алюминий, никель и так далее, сконцентрируется на проблеме повышения рентабельности, что в некоторых случаях будет идти вразрез с соблюдением строгих экологических норм. Например, проблема утилизации попутного нефтяного газа вполне может отойти на второй план, и его начнут сжигать в факелах в гораздо больших объёмах, чем прежде.

Самый масштабный эксперимент по сокращению загрязнения атмосферы, который мы наблюдаем сейчас в связи с пандемией, вскоре закончится. Он уступит место новой фазе развития человечества, связанной с бурным ростом эмиссии парниковых газов. Её снижение, как это ни парадоксально, будет зависеть вовсе не от развития отраслей, производящих комплектующие для экологически чистых технологий. А, прежде всего, от стабилизации сырьевых рынков и возвращения цен на наиболее востребованные полезные ископаемые к уровням, выгодным как покупателям, так и производителям. Ведь это лучший инструмент для оперативного возвращения мировой экономики к поступательному развитию.