Перейти к основному содержанию

Стало известно, сколько сможет поднять самый большой в мире электрический грузовик

Британская корпорация Anglo American объявила о планах создать к концу нынешнего года самый большой в мире грузовик на электрической тяге. Машина грузоподъёмностью 290 тонн пройдёт тестовые испытания на открытом платиновом руднике Mogalakwena в Южной Африке и, по мнению разработчиков, станет «ориентиром для экологически чистой тяжёлой техники».

Сегодня этот статус носят 65-тонные карьерные самосвалы E-Dumpe компании Kuhn Schweitz. Ёмкость их батарей составляет 600 киловатт-часов, то есть от каждого из них можно зарядить шесть обычных электромобилей. Планируется, что накопители новой модели, на которую возложена миссия «стать частью концепции устойчивого развития горнодобывающей промышленности», будут почти вдвое больше.

Для того чтобы повысить запас хода своего монстра инженеры внесли в проект ряд конструктивных особенностей. В частности, предусмотрели дополнительный модуль топливных элементов, работающий на водороде, а также систему рекуперативного торможения. Суть последней технологии состоит в том, что при спуске двигатели грузовика превращаются в генераторы и начинают производить энергию, которая поступает обратно в аккумулятор для последующего ускорения на подъёме.

Missing материал.

«Используя это сочетание энергии, мы можем предложить для горного сектора более эффективное решение с нулевым уровнем выбросов. Собирая регенеративную энергию, созданную при движении вниз по склону, мы уменьшаем свою потребность во внешних источниках. Аккумулятор обеспечивает среду, в которой можно хранить эту энергию, а водород позволяет нам расширить диапазон использования автомобиля, поскольку сегодня батареи далеко не так совершенны, как нам бы хотелось», - приводит портал Mining Technology слова директора по связям с общественностью Anglo American Кэти Райалл.

Непосредственно над созданием прототипа будут работать специалисты компании Williams Advanced Engineering. Они прославились тем, что в течение первых четырёх сезонов были единственными поставщиками аккумуляторов для болидов Формулы E, где участвует лишь электротранспорт. Воплотить идею своих партнёров в жизнь они собираются, модернизировав обычный дизельный самосвал.

Создание самого большого в мире электрического грузовика - часть обязательств Anglo American по сокращению глобальных выбросов парниковых газов на 30% к 2030 году. Как считает ряд экспертов, успешные испытания машины должны стать прецедентом, и убедить руководство других добывающих компаний в том, что зелёные инновации не являются тормозом развития отрасли. А, напротив, способны повышать рентабельность производства и привлекать инвестиции.

Впрочем, существует и другое мнение. Оно заключается в том, что в обозримом будущем электрокары не смогут составить серьёзную конкуренцию автомобилям с двигателями внутреннего сгорания. Ведь произвести достаточное количество электроэнергии для их подзарядки можно лишь в том случае, если сжечь дополнительные объёмы сырьевых ресурсов – угля, мазута или газа, что дискредитирует саму идею внедрения электромобилей. Ветрогенераторы, солнечные панели, водород или АЭС здесь не помощники. В среднесрочной перспективе они не смогут заменить ископаемое топливо, поскольку обладают слишком серьёзными недостатками.

Missing материал.

Палку в колёса EV-революции вставила и пандемия коронавируса. Резкое падение спроса заставило производителей лития, необходимого для изготовления аккумуляторов, сократить объём добычи, пересмотреть планы развития и даже заняться распродажей своих активов. Например, компания Albemarle объявила о приостановки экспансии в Чили и Австралию. А Tianqi Lithium, обременённая долгами, выставила на продажу контрольный пакет акций крупнейшего в мире литиевого рудника.

2020 год начался с ожиданий, что мировое потребление металла возрастёт на 15%. Но сейчас становится очевидным, что оно снизится как минимум на 5%. А восстановиться отрасль сможет не ранее, чем через год, и это наиболее оптимистичный прогноз. Пессимисты же считают, что к докризисным уровням добыча вернётся лишь к середине десятилетия, поскольку низкие цены на нефть будут стимулировать потребителей покупать автомобили с двигателями внутреннего сгорания.

Развернуть ситуацию вспять сможет лишь масштабное стимулирование продаж электрокаров национальными правительствами, как это было до пандемии. Но захотят ли они возвращаться к программам поддержки EV-сектора на фоне необходимости как можно скорее восстанавливать свои экономики? Ответ на этот вопрос, скорее всего, будет отрицательным. Это значит, что детище Anglo American, как бы нам ни хотелось, ещё долго не сможет составить конкуренцию 290-тонным БелАзам или CAT, работающим на дизеле.