Перейти к основному содержанию

Как абитуриентов вводят в заблуждение «рейтинги» университетов

алые паруса
© Форпост Северо-Запад

Вузовская приемная кампания в этом году начнется двадцатого июня. Еще не будет дан старт ЕГЭ, но абитуриенты уже смогут подать документы в приемные комиссии.

К этому моменту традиционно обновляются университетские рейтинги. В России сейчас, как и во всем мире, настоящий бум в этой сфере. Поисковые запросы в интернете выдадут десятки всевозможных исследований, от самых комичных до вполне наукообразных. Наиболее популярны два российских рейтинга: сотня лучших вузов от агентства «РАЭКС-Аналитика» и Московский международный рейтинг «Три миссии университета».

Оба они по большому счету дадут абитуриенту скорее ответ на вопрос о том, какие вузы на слуху, чем информацию об их эффективности в главном деле – подготовке квалифицированных специалистов.

У РАЭКСа основной критерий оценки – условия для получения качественного образования. Звучит красиво, но среди параметров оценки там есть, например, доля первокурсников, обладающих льготами из-за участия в международных олимпиадах. Это абитуриенты, имеющие максимальную возможность выбирать куда пойти учиться. Но ведь они ориентируются на бренд вуза, и соответственно, повышение его рейтинга в данном случае это эффект самовоспроизводства.

Missing материал.

То же самое относится к среднему баллу и средней стоимости обучения. Эти параметры определяются конкурсом, то есть спросом, и никак не дают ответа на вопрос о качестве образования. Перефразируя афоризм «Деньги рождают деньги», можно сказать, что и популярность обладает свойством самовозрастать.

В методологии рейтинга «Три миссии университета» также неоправданно большое внимание уделено имиджевой раскрутке вуза. Учитывается целый комплекс параметров интернет-популярности. В частности, размер аудитории вузовского сайта и его аккаунтов в Фейсбуке или ВКонтакте, число просмотров страницы об университете в Википедии и даже то, сколько страниц там посвящено его выпускникам. Плюс к этому – число запросов с упоминанием вуза через основные поисковые системы Google, Яндекс и Baidu.

Другая группа критериев сориентирована, например, на финансовые показатели - отношение бюджета университета к числу студентов, или соотношение преподавателей и учащихся. Предположим, что руководство вуза поставило задачу улучшить позиции в рейтинге. Тем более, что Минобрнауки РФ уделяет этому очень большое внимание. Что может сделать ректор? Выделить деньги, скажем не на дополнительное лабораторное оборудование, а на увеличение профессорско-преподавательского состава.

Missing материал.

А ведь можно и схитрить - профинансировать накрутку посещений сайта и соцсетей. Сейчас это не проблема. В итоге убиваются сразу два зайца – улучшается рейтинг и узнаваемость. Потом это позволит повысить цену за обучение, тем самым увеличив бюджет, и, следовательно, еще прибавив в рейтинге.

Пожалуй, сегодня в России самой достоверной оценкой вуза будет анализ студенческих отзывов. Этим занимается, например, портал «Типичный абитуриент». Они не претендуют на комплексный анализ, но огромное количество отзывов с развернутой оценкой при строгом контроле на предмет подложных комментариев дает гарантию высокого уровня объективности.

Проблема поиска актуальной системы оценки вузов, естественно, занимает сегодня не только поступающих, но и академическую общественность. На прошедшей в сентябре прошлого года всероссийской конференции Гильдии экспертов в сфере профессионального образования был предложен новый подход – составление обобщенного рейтинга, составленного на основе шести существующих. Для их состыковки создатели, пытаясь достичь объективности, использовали сложный математический аппарат. Но если субъективность была заложена в исходные модели, то и сводный вариант не сможет её избежать. Впрочем, и здесь пока только разговоры.

Missing материал.

Минобрнауки ориентируется в основном на иностранные рейтинги. На государственном уровне запущен проект «5-100». Его цель читается в названии – добиться включения хотя бы пяти наших вузов в мировой ТОП-100. В последние годы на это из федерального бюджета выделяется примерно по десять миллиардов рублей.

Тем не менее, на сегодняшний день в первой сотне рейтинга World University Rankings (QS) присутствует только Московский государственный университет (84 место). Но он не участвует в проекте «5-100». А лучший из участников - Новосибирский государственный университет - продвинулся пока только с 371-го до 231 места. Еще один университет из проекта – «Высшая школа экономики» (5-е место российского рейтинга РАЭКС) – с 2012 по 2019 год передвинулась в QS с 501-й строки на 322-ю.

Попытки создать в стране внутреннюю систему оценки вузов государством все же предпринимаются. Федеральное агентство по образованию РФ подписало в 2009 году с дочерней структурой информагентства «Интерфакс» госконтракт на разработку основ независимой системы учреждений высшего образования. Его результатом стал еще один необъективный рейтинг. Даже сами методологи «Интерфакса» признали, что, например, связать реализацию образовательных программ с запросами рынка труда пока удается только на основании «фрагментарных открытых данных».

Очевидно, что для объективной оценки качества высшего образования нужен национальный предметный рейтинг. Например, такой как в Германии. Самый детальный и авторитетный немецкий рейтинг еще с 1998 года готовит некоммерческая организация «Центр развития высшего образования (das Centrum für Hochschulentwicklung – сокращённо CHE).

Missing материал.

Его составители изначально исходили из того, что у каждого сильного вуза своя специфика. Поэтому они не присуждают участникам рейтинга конкретные места в ТОПе, а разделяют их на три категории – высшую, среднюю и базовую.

А объектом для сравнения там сделали не сами университеты, и даже не факультеты, а 37 отдельных специальностей. Это важно, поскольку и на уровне факультетов качество образования на разных направлениях существенно отличается.

Представим себе абитуриента, который хочет связать свою карьеру с программированием. Он может выбрать вузы, где есть соответствующая специальность, и сравнить их позиции в QS. Или другой вариант, заглянуть в CHE и узнать в каком из немецких университетов преподавание именно программирования организовано лучше. А потом уже поинтересоваться как оценивается выбранный университет в целом. Согласитесь, второй вариант в большей степени отвечает целям абитуриента.

Помимо системы оценки по специальностям CHE отличается использованием значительно более широкого, чем у ведущих мировых рейтингов, числа параметров оценки. Продумана и система контроля качества составления рейтинга. Для этого создали специальный совет, где есть как независимые эксперты, так и представители оцениваемых вузов. В результате складывается система ранжирования, ориентированная на конкретного будущего специалиста и его работодателя.

Missing материал.

При этом с брендинговым продвижением немецких университетов в мире тоже не все идеально. Лучший из них по оценке QS - Мюнхенский технический университет – на 55-м месте. Однако доля высокотехнологичных секторов экономики в ВВП у Германии составляет 62 процента, а у США и Великобритании, лидирующих в QS, соответственно 47% и 44%. Это значит, что высочайшая ориентация немецкого образования на реальную экономику сомнений не вызывает. Не в последнюю очередь успех связан с тем, что при распределении всевозможных образовательных грантов в Германии ориентируются на собственную объективную модель оценки вузов.

В её необходимости уверены и в соседнем Казахстане. На днях там был опубликован очередной национальный рейтинг лучших высших учебных заведений, составленный по заказу Правительства страны Независимым агентством по обеспечению качества в образовании. Нет сомнений в том, что Россия также нуждается в подобном проекте.