Санкт-ПетербургСолнечно+15°C
$ЦБ:70,88ЦБ:80,41OPEC:43,31

Стало известно, когда восстановится спрос на нефть

добыча
Фото © pixabay.com

ОПЕК и Международное энергетическое агентство почти одновременно опубликовали свои прогнозы относительно падения спроса на нефть в нынешнем году. Первая организация ожидает, что оно составит 9,1 миллионов баррелей в день, а вторая – 8,1. При этом эксперты МЭА уверены, что потребление чёрного золота не вернётся к докризисному уровню даже в 2021-м.

Минувший апрель стал худшим месяцем для глобального рынка нефти за всю его историю. Продажи в связи с карантинными мерами снизились на 25-28%, что спровоцировало колоссальный профицит предложения и, как следствие, грандиозное падение цен. Сегодня, благодаря усилиям России, Саудовской Аравии и других игроков, сокративших добычу, они поднялись до 40 долларов за бочку. Однако, по мнению аналитиков, ожидать развития восходящего тренда не приходится.

В качестве основного тормоза будет выступать резкое снижение пассажиропотока в воздушном сообщении. По итогам 2020-го он уменьшится на 55%, что спровоцирует беспрецедентный обвал спроса на авиационное топливо. По оценкам МЭА, в этом году для заправки всего мирового парка самолётов ежесуточно потребуется на три миллиона баррелей бензина и керосина меньше, чем в 2019-м. А в следующем спрос на них восстановится всего на один миллион бочек в день.

самолёт
Фото © Форпост Северо-Запад /

«Если не брать в расчёт авиацию, то мировое потребление нефти в месячном исчислении уже к середине 2021 года окажется на уровне докризисного. Однако ограничения на перелёты, введённые национальными правительствами, не позволят восстановить его в полном объёме», - приводит портал NS Energy слова исполнительного директора агентства д-ра Фатиха Бироля.

Он ожидает, что в 2021 году рост спроса на нефть составит 5,7 млн баррелей в сутки, что станет историческим рекордом (предыдущий был установлен в 1973-м). Но даже этого будет недостаточно, чтобы повторить результат 2019-го, когда в мире в среднем расходовалось 100,8 млн бочек в день. Достигнуть этого показателя удастся только в 2023 году. И то лишь при условии, что нынешней осенью не будет второй волны коронавируса или других неприятных сюрпризов, которые помешают оживлению мировой экономики. Впрочем, не все в МЭА настроены столь пессимистично.

«Мы считаем, что худшее уже позади. Чем ближе мы подходим ко второй половине 2020 года, тем лучше становится картина. В частности, Китай сумел очень быстро вернуться к прежним показателям. Уверен, что уже в ноябре или декабре, спрос на всё, кроме авиатоплива, почти вернётся к прошлогоднему уровню», - уверен глава департамента нефтяной промышленности и рынков МЭА Нил Аткинсон.

Подобные заявления - будто бальзам для правительственных чиновников многих нефтедобывающих государств мира. Особенно, тех, которые находятся на Ближнем Востоке и в Африке. Именно эти страны, а не Россия, как считали многие ещё в апреле, оказались в числе главных проигравших из-за пандемии и снижения стоимости ископаемого топлива.

Восток
Фото © pixabay.com

Например, бюджет Омана, который ежедневно добывает около миллиона баррелей нефти в день, свёрстан из расчёта её стоимости не ниже 58 долларов за бочку. Экспорт углеводородов приносит монархии две трети всех доходов, а местный фонд национального благосостояния оценивается лишь в $25 млрд (для примера: в Саудовской Аравии он составляет сейчас 460 млрд долларов). Это значит, что экономические проблемы Маската при сохранении нынешней конъюнктуры вскоре перейдут в стадию системного кризиса.

Нефтяные доходы Анголы приносят 90% всех экспортных поступлений. Выручка от продажи чёрного золота за границу в мае там упала почти вдвое по сравнению с апрельским уровнем, до 380 миллионов долларов. А добыча - с 1,4 миллиона баррелей в сутки в марте до 1,28 млн б/с в мае. Судя по всему, Ангола, как и всякий раз, когда рынок начинает лихорадить, вновь устремилась в пучину финансового кризиса.

Саудовская Аравия, Венесуэла, Нигерия… Все эти державы слишком сильно зависят от высоких цен на нефть. Каждой из них давно требуется диверсификация экономики, но вместо того, чтобы заняться разработкой соответствующих стратегических планов, их правительства сидят и ждут, когда стоимость ресурса вновь достигнет приемлемого уровня.

Русснефть
Фото © www.russneft.ru

Проблема в том, что на сей раз ждать придётся довольно долго. Например, министр энергетики РФ Александр Новак в интервью немецкому изданию Handelsblatt предположил, что потребление нефти может вернуться на докризисный уровень лишь через два-три года. А некоторые эксперты считают, что этот срок окажется ещё более длительным. В том числе в связи с возрастающей конкуренцией со стороны электрокаров.

Во многом такая ситуация обусловлена отсутствием регулятора, который имел бы эффективные рычаги воздействия на рынок, позволяющие поддерживать баланс между спросом и предложением, в том числе при резком изменении конъюнктуры. Отчасти его роль выполняет ОПЕК. Но эта организация объединяет не всех производителей нефти, а её члены не всегда способны договориться между собой о скоординированных действиях, что наглядно продемонстрировал мартовский кризис и падение биржевых цен до отрицательных отметок.

Впрочем, на рынке природного газа не существует и такой структуры. В связи с её отсутствием спотовая стоимость голубого топлива до сих пор остаётся на минимальных уровнях, которые не позволяют профильным компаниям покрывать даже себестоимость добычи. Не говоря уже о транспортных издержках. Нет сомнений в том, что будущее отрасли, столкнувшейся сегодня с одним из самых серьёзных кризисов за всю историю, во многом зависит именно от создания действенных механизмов регулирования.