Петербургские учёные готовы синтезировать внеземной минерал

метеорит

На его основе будет создан новый тип аккумуляторов, который превзойдёт современные литий-ионные батареи и по срокам эксплуатации, и по экономичности.

В четверг, 30 июля стало известно, что группа учёных, представляющих несколько петербургских университетов, открыла новый минерал - ксенофиллит. Это произошло в ходе изучения метеорита Августиновка, названного так в честь деревни, рядом с которой он был обнаружен в 1890 году. С тех пор железный камень весом более 400 килограммов хранится в Горном музее, однако до сих пор он не был тщательно исследован.

Интерес научного сообщества был продиктован стремлением найти новые сверхпрочные материалы, востребованные в космической промышленности, машиностроении, военно-промышленном комплексе и ряде других отраслей. Ведь, как известно, один из самых прочных в мире элементов – лонсдейлит – в природе встречается именно в метеоритных кратерах. Но ещё в прошлом веке учёные научились синтезировать его из графита под воздействием колоссального давления.

Изучение Августиновки принесло сенсационный результат. В ходе изысканий учёными был открыт ранее неизвестный науке минерал - ксенофиллит (Xenophyllite, химическая формула Na4Fe7(PO4)6). Как оказалось, он способен произвести настоящую революцию в индустрии аккумуляторов. Если его удастся синтезировать в лабораторных условиях, это приведёт к созданию более быстрых и стабильных ионно-натриевых проводников, которые будут способны вытеснить с рынка современные литий-ионные батареи. Как они несколько десятилетий назад вытеснили щёлочные аналоги.

«Растущий спрос на дорогостоящие литиевые батареи сделал актуальным поиск альтернативных более дешёвых материалов для создания источника тока нового типа, который соответствовал бы современным запросам промышленности. В случае если нам удастся синтезировать ксенофиллит, это приблизит начало эпохи натрий-ионных аккумуляторов», - считает куратор коллекции метеоритов Горного музея, входящая в научную группу, Эдита Оболонская.

Отметим, что согласно губернской переписи 1925 года в селе Августиновка-Смольща, рядом с которым рабочие, добывавшие глину, нашли метеорит, было зарегистрировано большое число долгожителей. Более того, медицинское освидетельствование показало, что местные мужчины преклонных лет сохраняли потенцию вплоть до столетнего возраста.