Санкт-ПетербургЯсно+10°C
$ЦБ:76,82ЦБ:89,66OPEC:41,22

Ректор Томского политеха: добиться успеха можно, лишь синхронизировав усилия

Томский политех
Фото © tpu.ru

Министерство науки и высшего образования России выделило средства на создание в отечественных университетах дополнительных бюджетных мест. Причиной такого решения стала пандемия коронавируса, снизившая конкурентоспособность многих талантливых старшеклассников, которые рисковали не набрать по итогам ЕГЭ необходимый для поступления в вузы проходной балл. А следствием – рост интереса со стороны абитуриентов к региональным высшим учебным заведениям. Ведь именно они получили наибольшую часть новых квот.

Так, в Томском политехническом университете в следующем учебном году будет учиться сразу на 786 первокурсников больше, чем в предыдущем. «Форпост» решил выяснить у врио ректора ТПУ АНДРЕЯ ЯКОВЛЕВА, сказывается ли удалённый формат на ходе приёмной кампании, какие направления обучения сегодня наиболее популярны у молодёжи и нужна ли нашим университетам коллаборация.

— В этом году впервые вузы принимают заявления, аттестаты, дипломы олимпиад и другие необходимые для поступления документы исключительно в дистанционном режиме. Какие преимущества и какие проблемы может принести удаленный приём абитуриентов? Будет ли ТПУ проводить дополнительные испытания или собеседования с претендентами?

— Действительно, приёмная кампания у нас проходит полностью в дистанционном формате, университет с учётом дополнительных бюджетных мест готов принять в этом году более 3 500 студентов. За первый месяц мы получили свыше 5 000 заявлений, из них около полутора — от иностранцев, в том числе из Испании, Марокко, Кот-д’Ивуара, Колумбии и других стран дальнего зарубежья.

Томский политех
Фото © tpu.ru

Проблем в ходе приёмной кампании не возникает, поскольку мы изначально делали упор на цифровизацию, ещё до пандемии. У нас действует сеть полезных чат-ботов в социальных сетях, абитуриент может через привычную соцсеть перейти в программный комплекс ТПУ: подать заявление, отследить конкурсную ситуацию, задать вопрос. Для собственных онлайн-испытаний мы используем систему прокторинга: опыт организации таких экзаменов у нас тоже был, так что технологии отработаны.

— Повлиял ли коронавирус на качество образовательного процесса в вузах? Насколько успешно Томскому политехническому университету удалось перейти на дистанционный формат обучения? Как Вы в целом относитесь к онлайн-образованию?

— Томский политехнический университет одним из первых в стране перешел на дистанционный режим, потому что мы давно и активно используем цифровые форматы. Уже 17 марта более 12 тысяч наших студентов и аспирантов начали полноценное онлайн-обучение. В политехе разработано более 1200 онлайн-курсов, для практических занятий задействованы виртуальные комплексы, среди них уникальные — например, тренажёры геологического полигона и ядерного реактора.

Массовое внедрение онлайн-курсов мы начали более 15 лет назад, теперь, думаю, будем аккуратно двигаться в сторону гибридной модели преподавания большинства дисциплин, но с обязательным соблюдением баланса, потому что дистанционные форматы не должны заменять и тем более вытеснять аудиторные, живые занятия.

— Насколько востребовано инженерное образование в Западной Сибири? Какие специальности на сегодняшний день на пике спроса в регионе и в частности в вашем вузе? Куда поступают работать ваши выпускники? Могут ли найти высокооплачиваемую работу?

— Популярность инженерного образования растёт, это всеобщий тренд, который, конечно, имеет место и в Западной Сибири, где сконцентрирована крупная промышленность. Самые востребованные направления подготовки в ТПУ среди абитуриентов 2020 года — это экология и природопользование, программная инженерия, нефтегазовое дело. Если говорить о магистратуре — химическая технология, ядерные физика и технологии, электроника и наноэлектроника.

Томский политех
Фото © tpu.ru

Ежегодно спрос на обладателей дипломов ТПУ более чем в 1,7 раза превышает объём выпуска. Это в среднем, а конкретно в этом году по направлению «Электроэнергетика и электротехника» число заявок от предприятий в 11 раз больше, чем выпускников, по теплоэнергетике — в 12 раз, по нефтегазовому делу — в 8,6 раза. Это заявки не только из России, но также из других стран, потому что многие направления подготовки у нас уникальны, а высокое качество образование признано работодателями. Среди компаний, куда трудоустраиваются наши ребята, — «Газпром», «Росатом», «Ростех», РЖД, РКК «Энергия», КамАЗ, «Сибур Холдинг», «Лаборатория Касперского», «Мэйл.ру Групп», SIMENS AG, NISSAN Motor.

— Расскажите про наиболее перспективные и актуальные научно-образовательные направления, которые развиваются в университете. Перечислите наиболее знаковые разработки последних лет?

—Это исследования Арктики, космос, большие данные, промышленная томография, трудноизвлекаемые природные ресурсы, чистая вода, ядерные технологии для медицины и многое другие. Вот только несколько примеров. Сотрудники Инженерной школы ядерных технологий разрабатывают технологию получения водорода из природного газа в неравновесной низкотемпературной плазме, которая позволяет решить проблему глубокой переработки углеводородного сырья и открывает путь к «зеленой» энергетике.

Наши специалисты также разработали самый большой в России роботизированный ультразвуковой томограф для элементов термоядерного реактора ИТЭР — с его помощью будут контролировать качество деталей реактора, который строится на юге Франции. На исследовательском реакторе ТПУ отрабатывался метод синтеза изотопа лютеций-177 без примесей - он нужен медикам. Из социально значимых можно выделить проект «Чистая вода». Наши инженеры создали водоочистные комплексы, которые по губернаторской программе установлены в отдалённых населённых пунктах Томской области.

Томский политех
Фото © tpu.ru

— На повестке дня развития ТЭК стоит вопрос импортозамещения. Как Вы оцениваете прогресс в этой области? Каков вклад университета в поддержку производства современной продукции? Востребованы ли изыскания ТПУ у бизнес-сообщества, и существуют ли примеры их успешного внедрения на производстве?

— Университет вносит большой вклад в разработку и поддержку производства современной продукции в отрасли. В недавно вышедшем первом предметной рейтинге QS Subject Engineering – Petroleum ТПУ занял 26-е место в мире, получив наивысшие баллы именно от индустрии. Объём работ, выполняемых в рамках хоздоговоров с компаниями нефтегазовой отрасли, с 2017 года увеличился в два раза. В прошлом году завершился совместный проект с Томским электромеханическим заводом — создан участок, где собрано оборудование, в том числе специально созданные импортозамещающие установки, для контроля деталей трубопроводной арматуры.

Наш политех — один из ключевых участников проекта «Палеозой», который реализуется в Томской области вместе с ПАО «Газпром нефть» и другими компаниями с целью исследований и разработки трудноизвлекаемых запасов нефти. В Центре нефтегазовых технологий и промысловой химии развивается моделирование химических процессов и машинное обучение — сейчас группа учёных выходит на новое для России направление по ПАВ-полимерному заводнению для повышения нефтеотдачи.

— Сегодня вузы активно участвуют в международных коллаборациях, что позволяет им готовить специалистов, знакомых с зарубежным опытом в той или иной сфере, а также повышать эффективность своих научных исследований. В каких совместных программах участвует ваш университет? И не приводит ли это к «утечке» перспективных кадров за рубеж?

— ТПУ - член пятнадцати международных ассоциаций и консорциумов, в том числе единственный российский участник Ассоциации ведущих европейских университетов в области инженерного образования и исследований (СESAER). Университет занимает лидирующее положение среди вузов РФ по объемам НИОКР и зарубежных контрактов, в ТПУ работает 14 международных лабораторий. Студенты Томского политеха имеют возможность пройти обучение за рубежом по программам академических обменов, в которых участвует 90 вузов-партнеров из 25 стран мира.

Томский политех
Фото © tpu.ru

Университет является базой для крупных международных проектов. Я уже упоминал томограф, разработанный в рамках международного проекта ИТЭР, изучение выбросов парникового метана на арктическом шельфе. Также ТПУ входит в состав коллаборации на Большом адронном коллайдере. И это только часть проектов. Мы не боимся «утечки» мозгов за рубеж, поскольку ТПУ обладает научно-образовательной и исследовательской базой мирового уровня, что, наоборот, привлекает российских и иностранных студентов и учёных.

— Томский политехнический университет стал официальным партнером Международного центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО. Зачем вузу это нужно? И какие направления сотрудничества планируется развивать в рамках подписанного соглашения?

— Соглашение предусматривает формирование системы международной профессиональной аттестации, привлечение учёных в состав международных коллективов, создание сетевых лабораторий и центров. Вуз заинтересован в повышении мобильности студентов и преподавателей, дальнейшей интеграции в международное профессиональное сообщество. Соглашение позволит выстроить взаимодействие с ведущими российскими и иностранными вузами минерально-сырьевого профиля, что в конечном итоге будет способствовать повышению уровня компетенций преподавателей вузов.

— Как Вы относитесь к идее образования консорциума инженерных вузов? Могут ли подобного рода образования быть эффективным инструментом отраслевого влияния?

— Создание консорциумов, ассоциаций, объединений, любых форм коллабораций — это один из ведущих трендов развития не только вузовского сообщества: процесс охватывает и другие научно-исследовательские организации, институты, госкорпорации, предприятия. Не случайно работа в консорциумах стала основным условием для вхождения в новую программу стратегического академического лидерства, анонсированную Министерством образования и науки. Сегодня любой хоть сколько-нибудь крупный проект можно успешно реализовать, лишь в том случае, если ты имеешь сеть партнеров, системно выстраиваешь и поддерживаешь связи, синхронизируешь усилия. И СESAER, и Международный центр компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО — примеры таких консорциумов. Они работают и доказали свою эффективность.

Томский политех
Фото © tpu.ru

— Владимир Путин на встрече с членами Общественной палаты озвучил идею о необходимости создания единого национального рейтинга вузов. Как Вы полагаете, какие критерии и цифровые индикаторы должны лечь в его основу, и кто именно должен их разрабатывать?

— Рейтинги — это мощный инструмент конкурентной борьбы университетов на национальном и глобальном рынках образования. Поэтому, конечно, нам нужен свой национальный рейтинг, своя влиятельная площадка. Одновременно нужно понимать, что любое ранжирование будет подвергаться критике, всегда будут сомнения в объективности выбранных критериев и методики.

С этой точки зрения я согласен с министром Валерием Фальковым, что нужно в целом относиться к рейтингам более сдержанно. В разработке методологии национального рейтинга должны участвовать представители университетского и академического сообщества, государства, корпораций, общественности — чтобы получить сбалансированную систему оценки с учетом приоритетов всех стейкхолдеров и бенефициаров образования. Выработанные метрики также было бы полезно провести через широкое и прозрачное обсуждение. Это сложно, однако только так мы имеем шанс получить действительно авторитетный и признаваемый обществом национальный рейтинг.