Перейти к основному содержанию

Как наука помогает авиапрому снизить импортозависимость

самолёт
© Форпост Северо-Запад

Группа ЭПМ заявила о выходе в серийное производство графитированных анодов для электролиза магния, технология получения которых была разработана коллективом учёных Санкт-Петербургского горного университета совместно с научно-технологическим центром Группы. В настоящее время инновационная продукция проходит трёхлетний цикл испытаний на производственной площадке дочерней компании «Ростеха» ВСМПО-АВИСМА. Как выяснил «Форпост», речь идёт о снижении зависимости от импорта в авиастроении.

Наиболее пострадавшей от пандемии коронавируса отраслью, без сомнения, стали авиаперевозки. По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IАТА), в 2020 году они упадут на 55%, что станет для этого сегмента рынка настоящей катастрофой. Впрочем, его участники пытаются сохранять сдержанный оптимизм и даже заявляют о планах пополнения своего парка новой техникой.

Например, уже определены покупатели для 59 самолётов «Сухой Суперджет». Об этом в ходе встречи с Президентом России Владимиром Путиным, которая состоялась в начале августа, рассказал руководитель «Объединённой авиастроительной корпорации» Юрий Слюсарь. Он также сообщил об успехах в области импортозамещения. В частности, о том, что новый самолёт МС‑21 будет оборудован отечественными двигателями ПД‑14, которые отлично зарекомендовали себя в ходе испытаний.

Это далеко не единственная российская разработка, полностью готовая к внедрению в производство. Однако говорить о существенном снижении потребности гражданского самолётостроения в заграничных комплектующих пока не приходится. Если в 2015 году их доля составляла более 80%, то сейчас она упала до 70% для Superjet и 30-40% для МС-21.

По-прежнему, велика импортная составляющая и в продукции тех предприятий, которые выпускают детали и отдельные узлы для наших авиалайнеров или же материалы для их изготовления. До недавнего времени в России даже не было конкурентоспособного производства графитированных анодов, подходящих для электролиза магния (сплавы на его основе широко применяются в авиастроении в связи с их низким удельным весом и высокой механической прочностью).

аспирант
© Форпост Северо-Запад

«Графит у нас делать умеют, причём достаточно хорошо. Но использовать его в электролизерах нежелательно, поскольку он не устойчив к окислению на воздухе при высокой температуре, необходимой для получения магния (до 700 °С). Из-за этого аноды разрушаются, и их приходится менять, а эта достаточно трудоёмкая операция. Для того чтобы избежать простоев и снизить операционные затраты, во всём мире их уже довольно давно пропитывают специальными антиокислительными расплавами или растворами. Такая технология обеспечивает надёжную эксплуатацию анодов в течение всего паспортного срока службы между капремонтами оборудования, когда их меняют в любом случае», - рассказывает доцент кафедры металлургии Санкт-Петербургского горного университета Роман Фещенко.

Перед группой учёных вуза, которую он возглавлял, стояла задача изменить положение дел и избавить российских производителей магния от необходимости закупать графитированные аноды за границей. Это было тем более своевременно, что в роли их поставщика долгие годы выступал запорожский завод. Однако после известных событий шестилетней давности партнёрские отношения с коллегами из Украины были разорваны, в связи с чем создание собственной методики, повышающей устойчивость графита к окислению при высоких температурах, стало ещё нужнее.

Missing материал.

Инициатором её создания стала корпорация ВСМПО-АВИСМА, для которой магний является побочной продукцией (основной - титан и конечные изделия из него). Она обратилась с целевым заказом в научно-технологический центр группы ЭПМ, а тот, в свою очередь, привлёк к работам учёных Санкт-Петербургского горного университета. Результатом этой коллаборации стала сборка магниевых электролизеров с уникальными отечественными анодами внутри. Они уже прошли трёхлетний цикл испытаний и готовы к выходу в серийное производство.

«Актуальность этой инновации продиктована не только необходимостью уйти от импортозависимости, но также устареванием технологии, созданной ещё при СССР и внедрённой на «Укрграфите». Кроме того, цены на электродный графит в связи с сокращением мощностей в Китае из-за экологических ограничений сейчас значительно выросли. Поэтому нам, помимо всего прочего, нужно было повысить рентабельность работы электролизеров. И нам это удалось. По предварительной оценке, мы увеличили срок службы анодов в 2,5-3 раза при росте их себестоимости всего на 20-30%», - поясняет Роман Фещенко (вместе с ним над проектом работали аспиранты Роман Ерёмин и Виталий Дыдин, а также студенты Даниил Гордеев и Ольга Ерохина).

Компания ЭПМ планирует поставлять свой новый продукт не только российским производителям магния, но также в другие страны. Эксперты считают, что она вполне способна выиграть конкуренцию за рынок СНГ у «Украинского графита», который до недавнего времени был там монополистом.

Missing материал.

«Аноды для электролиза магния – новый продукт для ЭПМ, аналогов такого производства в России не существует. Ряд опытных партий уже доставлен потребителям в Казахстан и Израиль», - уточнил генеральный директор Группы Николай Наумов.

Впрочем, возможности применения технологии, созданной в Горном университете, гораздо шире, чем изготовление металла, востребованного авиапромом. Она, например, может быть адаптирована и для производства электростали, масштабы которого значительно больше. Интерес к инновации уже проявил ряд профильных корпораций, в том числе, «Северсталь».