Перейти к основному содержанию

В ЮНЕСКО подчеркнули роль России в сокращении научно-технологического разрыва между государствами

Горный университет
© Форпост Северо-Запад

Там уверены, что достижение целей устойчивого развития невозможно без активного обмена информацией о результатах научных изысканий. И права открытого доступа к этим данным для учёных из всех стран мира.

В четверг, 24 сентября состоялась онлайн-конференция, посвящённая выработке рекомендаций ЮНЕСКО в области открытой науки, в которой приняли участие 125 представителей этой организации из Восточной Европы. С российской стороны в рамках панельной дискуссии выступил ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко, заостривший внимание аудитории на многообразии проблем, стоящих перед человечеством и необходимости более активного участия исследователей в их разрешении.

Открыла форум заместитель Генерального директора ЮНЕСКО в области естественных наук Шамила Наир-Бедуэль. Она отметила, что разрыв в технологическом развитии, который наблюдается сегодня между государствами, является серьёзным тормозом в деле достижения устойчивости. Особенно значительным можно назвать отставание Африки, где во многих регионах даже нет интернета, а значит, отсутствуют элементарные условия для внедрения инноваций и цифровизации.

Изменить положение дел как раз и призван проект рекомендаций ООН в области открытой науки, принятие которого запланировано на следующий год. Ему будет предшествовать ряд консультаций, призванных выработать единые принципы и ценности, которые мотивировали бы международное научное сообщество к большей открытости.

Наир-Бедуэль
© Форпост Северо-Запад

«В разгар пандемии мы видим, что учёные проявляют солидарность, обмениваются информацией о вирусе, о том, каким образом можно остановить его распространение. В этой связи очень важен доступ к фактологической базе», - подчеркнула г-жа Наир-Бедуэль.

Она назвала возможность равного доступа к научным достижениям для всех одной из важнейших задач, стоящих перед ЮНЕСКО. Ведь только таким образом можно сохранить биоразнообразие, минимизировать воздействие на экосистемы, ответить на другие вызовы современности. В качестве важнейших инструментов, которые должны содействовать изменению картины мира, доктор биологических наук, получившая учёную степень в Кейптаунском университете, назвала Международные центры компетенций под эгидой ЮНЕСКО. Один из них два года назад был открыт в Санкт-Петербурге, на базе Горного университета.

«Сегодня в нашем совещании принимает участие профессор Литвиненко, который занимается продвижением международных компетенций на всём континенте, делится с нами знаниями в области горнотехнического образования. Хочу Вас поблагодарить за то, что ваша команда принимает участие в этой крайне важной работе», - обратилась Шамила Наир-Бедуэль к ректору петербургского вуза.

Владимир Литвиненко напомнил, что именно наука даёт возможность нашему обществу прогрессировать, и в перспективе её роль будет только возрастать. Такие проблемы как парниковый эффект, состояние озонового слоя и многие другие необходимо решать именно учёным, причём на междисциплинарном уровне.

Литвиненко
© Форпост Северо-Запад

«Сегодня более миллиарда человек во всём мире лишены доступа к электричеству, в основном, в Африке и Азии. Около двух с половиной миллиардов имеют возможность зажигать дома свет благодаря углю. Нам необходимо понять, каким образом обеспечить качественный энергетический переход, но в то же время дать возможность каждому на нашей планете пользоваться элементарными благами цивилизации. Для чёткого ответа на этот и другие вопросы необходимо создать на базе ЮНЕСКО несколько экспертных групп международного уровня. Они могли бы специализироваться на каком-то конкретном направлении, публиковать свои выводы в открытых источниках и способствовать, таким образом, выработке консолидированной позиции по наиболее актуальным проблемам современности», - предложил Литвиненко.

Он ознакомил присутствующих с мнением студентов и аспирантов вуза из различных стран мира о миссии учёного, а также с научными интересами молодых исследователей. Например, Даниэль Диас с Кубы рассказал представителям ЮНЕСКО, что его интересуют изыскания, связанные с повышением энергоэффективности.

«Это очень важно, ведь численность населения Земли постоянно растёт и нам требуется всё больше и больше энергии», - сказал Диас.

Горный университет
© Форпост Северо-Запад

Кофи Каблан Ив Бертран из Кот-д'Ивуара, в свою очередь, назвал «ключом к решению глобальных проблем» лабораторные эксперименты и междисциплинарное взаимодействие.

Директор отдела научной политики и инноваций ЮНЕСКО Пегги Оти-Боатенг вернулась к теме пандемии и отметила, что именно коронавирус «напомнил нам о том, что со многими проблемами невозможно справиться в одиночку». А значит, проект рекомендаций в области открытой науки сегодня актуален, как никогда.

Боатенг
© Форпост Северо-Запад

Г-жа Боатенг сообщила, что комментарии от всех заинтересованных в создании этого документа сторон принимаются вплоть до января следующего года. К апрелю в текст будут внесены изменения, и он отправится на повторное рассмотрение экспертов. Окончательно принять его планируется на следующей, 41-й генеральной конференции ЮНЕСКО.

Отметим, что в рамках онлайн-совещания состоялись три дискуссии, посвящённые открытой науке с точки зрения политики, самой науки, а также её взаимодействию с обществом. В завершение диалога делегатов ознакомили с основными посланиями, принятыми на аналогичных встречах с представителями Западной Европы и Северной Америки.