Перейти к основному содержанию

Падающий автопром потянул в пике шинное производство и нефтехимию

Европейская ассоциация производителей шин (ETRMA) подвела итоги трёх кварталов 2020 года. Как следует из её отчёта, «пандемия коронавируса оказала на профильные предприятия негативное влияние». Это значит, что кризис, ударивший по индустрии ещё в прошлом году из-за снижения спроса на автомобили, в скором времени может трансформироваться в полноценный экономический коллапс. И вызвать череду банкротств некогда успешных и процветающих компаний.

Сильнее всего упали продажи покрышек для легковых машин, внедорожников и минивэнов. Вторичный рынок просел на 14%, а сегмент первичной комплектации – почти на треть. Реализация грузовых шин тоже сокращается, но чуть менее быстрыми темпами. Она снизилась на 8%, до 8,7 млн штук. Как подчеркнули эксперты, потребление достигло самой низкой точки в мае, однако затем наметились «робкие позитивные тенденции». В третьем квартале был даже зафиксирован рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, он составил 2,9%.

«Мы надеемся, что эпидемическая ситуация улучшится, но всё же считаем, что национальным правительствам необходимо принять меры по поддержке отрасли, чтобы защитить рабочие места», - отметили в ETRMA.

Логично предположить, что нынешнее положение дел отражается и на производителях синтетического каучука. Его используют при изготовлении обуви, кабелей, комплектующих для медицинской техники, но большая часть востребована именно шинными заводами.

Missing материал.

«Если говорить об экспорте, то около 70% приобретенного в Омской области каучука зарубежные потребители действительно направили на изготовление автомобильных покрышек. Наиболее востребованная за рубежом марка – каучук АРКПН, он вводится в резиновые смеси для увеличения износостойкости шинных протекторов», - пояснили в компании «Титан», чья доля в российском производстве каучуков общего назначения (то есть тех, которые не должны обладать сверхвысокими эксплуатационными характеристиками, поскольку предназначены для потребительского сектора) составляет 24%.

Несколько лет подряд профильные отечественные предприятия демонстрировали рост на 5-11%. Прежде всего, за счёт увеличения поставок за рубеж, чему способствовало введение западных санкций и последовавшее за ним падение курса рубля. В результате в 2018 году в нашей стране было выпущено 1 млн 661 тыс тонн каучуков в первичных формах.

В 2019-м тренд изменился. Замедление глобального экономического роста, торговая война между США и Китаем, спад в мировом автопроме на фоне переизбытка предложения, а также падение цен на натуральный каучук привели к снижению показателей сразу на 8%. Оценивая минувшей зимой перспективы отрасли, аналитики выказывали сдержанный оптимизм, полагая, что сокращение производства хоть и продолжится, но будет всё же не таким значительным.

Итоги первого квартала подтвердили эти ожидания. На российских предприятиях было изготовлено 404 тыс тонн продукции, что на 0,7% меньше, чем годом ранее. Белой вороной на этом фоне смотрелась статистика завода «Омский каучук» - флагмана ГК «Титан». Он увеличил темпы производства более чем на 50%, этого объёма хватило бы на изготовление 4 млн покрышек для легковых автомобилей.

Missing материал.

Как ни парадоксально, но компания сумела сохранить позитивный тренд и во время пандемии коронавируса, которая стала самым серьёзным испытанием для глобальной экономики со времён Второй мировой войны. За девять месяцев она нарастила экспорт синтетических каучуков за пределы России в 2,8 раза. Направления поставок традиционно включали страны СНГ, Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Южной Америки. Кроме того, интерес к продукции омских нефтехимиков возрос со стороны покупателей из Китая.

«Наше предложение оказалось наиболее привлекательным по соотношению цены и качества. Именно поэтому ГК «Титан» находит партнёров за рубежом даже в условиях колебаний мировой рыночной конъюнктуры. Кроме каучуков, на экспорт стабильно поставляются сжиженные углеводородные газы, метил-трет-бутиловый эфир, фенол и ацетон», - прокомментировали в пресс-службе ГК «Титан» столь оптимистичную тенденцию.

Удастся ли её приумножить? Во многом это будет зависеть от дальнейшего положения дел в автопроме. В первом полугодии продажи новых легковых и лёгких коммер­ческих авто­мобилей на планете сократились на 27%, до 32,6 млн единиц. При этом динамика июня (-18%) стала самой позитивной с начала пандемии, что позволило экспертам заявить о постепенном росте покупательской активности и возможном восстанов­лении рынка.

В ЕС оно произошло в сентябре. По итогам этого месяца реализация машин в сравнении с аналогичным периодом прошлого года возросла там на 3,1%, до 933 тысяч. Проблема в том, что на фоне второй волны карантинных мер сохранить положительный тренд будет чрезвычайно сложно. Когда из-за закрытия государственных границ отменяются рейсы и самолёты остаются в ангарах, а граждане, работающие на «удалёнке», не пользуются своими авто, спрос на новые покрышки априори не может пойти вверх. Это значит, что производителям синтетического каучука и в России, и в мире ещё долгое время предстоит работать в условиях чрезвычайно неблагоприятной конъюнктуры.