Санкт-ПетербургПасмурно+3°C
$ЦБ:74,25ЦБ:90,26OPEC:47,45

Сколько будет стоить нефть в конце года

нефть
Фото © apachecorp.com

Вторая волна пандемии коронавируса и связанные с ней карантинные меры, которые вновь вводятся по всему миру, исключили возможность восстановления спроса на нефть в краткосрочной перспективе. Это значит, что цены на чёрное золото, которые опустились ниже 40 долларов за баррель, останутся на нынешних, сравнительно невысоких уровнях, а возможно упадут ещё значительнее. Государствам-экспортёрам, в чьих бюджетах сегодня и так зияют огромные дыры, остаётся лишь надеяться на Китай, выступавший в роли драйвера рынка во втором и третьем кварталах. Однако его потребности не безграничны.

За шесть первых месяцев 2020 года поступления от экспорта нефти в казну России снизились в полтора раза и составили 38,9 млрд долларов США. Если учесть, что в 2019-м 40% бюджета страны было сформировано именно за счёт нефтяных доходов, несложно понять, насколько существенными являются потери, вызванные COVID-19.

Страдают из-за коронавируса и многие другие державы. Саудовская Аравия, например, недосчиталась в первом полугодии 35% средств из-за ослабления нефтяных котировок, плохой собираемости налогов и сокращения объёмов нефтепереработки. Это привело к дефициту бюджета Королевства в размере 67,4 млрд риалов (около 17,5 млрд долларов США) по сравнению с профицитом в размере 42,9 млрд годом ранее.

сауди арамко
Фото © saudiaramco.com

Всё могло быть гораздо хуже, если бы не Пекин. Пока весь мир работал на «удалёнке» и практически не пользовался транспортом, вторая экономика мира ставила рекорды импорта сырой нефти, благо долгое время она стоила всего 20 долларов за бочку. С апреля по сентябрь поставки в КНР не опускались ниже отметки 11 миллионов баррелей в сутки, а июньские показатели и вовсе достигли невиданных 13 млн б/с.

Учитывая конъюнктуру последнего месяца, можно предположить, что Поднебесная и впредь будет оказывать значительное влияние на нефтяной рынок. Ведь большая часть остального мира продолжает борьбу со второй волной коронавируса, остановившей и без того хрупкое восстановление глобального спроса на углеводороды. Но нужно ли Китаю столько нефти, сколько он закупал в течение последних пяти месяцев? И если нет, то как сильно упадут объёмы его потребления? Динамика биржевых котировок в четвёртом квартале во многом зависит именно от ответа на этот вопрос.

Статистика, поступающая из КНР, пока вполне оптимистична. Другое дело, что местные порты сегодня разгружают танкеры, стоявшие на рейде и ждавшие своей очереди в течение нескольких недель. Более того, трюмы некоторых из них всё ещё заполнены дешёвой нефтью, той самой, которая была закуплена весной по самым низким почти за два десятилетия расценкам.

нефть
Фото © apachecorp.com

«В сентябре Пекин ежесуточно отправлял на хранение около 1,75 млн баррелей по сравнению с 1,1 млн в августе. Темпы накопления запасов сырой нефти в нынешнем году там были значительно выше, чем в 2019-м из-за упавших весной цен и строительства дополнительных хранилищ. Поэтому вполне вероятно, что китайские нефтеперерабатывающие заводы сейчас обладают максимальными запасами сырой нефти и могут частично вовлекать их в производство вместо того, чтобы поддерживать закупки на нынешнем, очень высоком уровне. Спрос на топливо в остальной Азии все ещё остается вялым, и это не способствует увеличению объёмов переработки в топливо для экспорта в соседние страны», - считают аналитики Оilprice.com.

Они полагают, что буквально со дня на день положение дел может измениться, и китайский импорт начнёт постепенно сокращаться. Смена тренда не должна стать неожиданностью, поскольку цены на нефть сейчас вдвое выше апрельских уровней, а значит, и закупать её столь же активно, как во втором и третьем кварталах не имеет никакого смысла.

По мнению экспертов, поставки в Китай станут меньше на 1,2-1,7 млн баррелей в сутки, что пошлёт рынку негативный сигнал. Наряду с ростом предложения из Ливии и восстановлением буровой активности в Соединённых Штатах это может привести к новому витку снижения стоимости чёрного золота и негативно отразиться на курсе российской валюты.

Новак и Аль-Фалих
Фото © minenergo.gov.ru

Впрочем, министр энергетики РФ Александр Новак сохраняет сдержанный оптимизм. Он напоминает, что в пик первой волны пандемии спрос падал на 20-25 миллионов баррелей в сутки. Однако затем стал быстро восстанавливаться. В данный момент потребность в авиационном топливе уже достигла 70% от докризисного уровня, а продажи на АЗС - 80-100% в зависимости от регионов. Оживление транспортной отрасли наряду с сокращением добычи в рамках сделки ОПЕК+, привело к небольшому дефициту нефти и, как следствие, постепенному сокращению её мировых запасов.

На днях страны, входящие в картель, подтвердили намерение исполнять договорённости, достигнутые весной, в полном объёме. Очередная встреча участников организации запланирована на следующий месяц. На ней планируется оценить ситуацию, которая будет складываться в преддверии зимы, и выработать очередные решения, направленные на стабилизацию рынка. Вполне вероятно, что в ноябрьский сценарий уже будет вписано значительное падение китайского импорта.