Перейти к основному содержанию

Сколько будет стоить нефть в конце года

Вторая волна пандемии коронавируса и связанные с ней карантинные меры, которые вновь вводятся по всему миру, исключили возможность восстановления спроса на нефть в краткосрочной перспективе. Это значит, что цены на чёрное золото, которые опустились ниже 40 долларов за баррель, останутся на нынешних, сравнительно невысоких уровнях, а возможно упадут ещё значительнее. Государствам-экспортёрам, в чьих бюджетах сегодня и так зияют огромные дыры, остаётся лишь надеяться на Китай, выступавший в роли драйвера рынка во втором и третьем кварталах. Однако его потребности не безграничны.

За шесть первых месяцев 2020 года поступления от экспорта нефти в казну России снизились в полтора раза и составили 38,9 млрд долларов США. Если учесть, что в 2019-м 40% бюджета страны было сформировано именно за счёт нефтяных доходов, несложно понять, насколько существенными являются потери, вызванные COVID-19.

Страдают из-за коронавируса и многие другие державы. Саудовская Аравия, например, недосчиталась в первом полугодии 35% средств из-за ослабления нефтяных котировок, плохой собираемости налогов и сокращения объёмов нефтепереработки. Это привело к дефициту бюджета Королевства в размере 67,4 млрд риалов (около 17,5 млрд долларов США) по сравнению с профицитом в размере 42,9 млрд годом ранее.

сауди арамко
© saudiaramco.com

Всё могло быть гораздо хуже, если бы не Пекин. Пока весь мир работал на «удалёнке» и практически не пользовался транспортом, вторая экономика мира ставила рекорды импорта сырой нефти, благо долгое время она стоила всего 20 долларов за бочку. С апреля по сентябрь поставки в КНР не опускались ниже отметки 11 миллионов баррелей в сутки, а июньские показатели и вовсе достигли невиданных 13 млн б/с.

Учитывая конъюнктуру последнего месяца, можно предположить, что Поднебесная и впредь будет оказывать значительное влияние на нефтяной рынок. Ведь большая часть остального мира продолжает борьбу со второй волной коронавируса, остановившей и без того хрупкое восстановление глобального спроса на углеводороды. Но нужно ли Китаю столько нефти, сколько он закупал в течение последних пяти месяцев? И если нет, то как сильно упадут объёмы его потребления? Динамика биржевых котировок в четвёртом квартале во многом зависит именно от ответа на этот вопрос.

Статистика, поступающая из КНР, пока вполне оптимистична. Другое дело, что местные порты сегодня разгружают танкеры, стоявшие на рейде и ждавшие своей очереди в течение нескольких недель. Более того, трюмы некоторых из них всё ещё заполнены дешёвой нефтью, той самой, которая была закуплена весной по самым низким почти за два десятилетия расценкам.

Missing материал.

«В сентябре Пекин ежесуточно отправлял на хранение около 1,75 млн баррелей по сравнению с 1,1 млн в августе. Темпы накопления запасов сырой нефти в нынешнем году там были значительно выше, чем в 2019-м из-за упавших весной цен и строительства дополнительных хранилищ. Поэтому вполне вероятно, что китайские нефтеперерабатывающие заводы сейчас обладают максимальными запасами сырой нефти и могут частично вовлекать их в производство вместо того, чтобы поддерживать закупки на нынешнем, очень высоком уровне. Спрос на топливо в остальной Азии все ещё остается вялым, и это не способствует увеличению объёмов переработки в топливо для экспорта в соседние страны», - считают аналитики Оilprice.com.

Они полагают, что буквально со дня на день положение дел может измениться, и китайский импорт начнёт постепенно сокращаться. Смена тренда не должна стать неожиданностью, поскольку цены на нефть сейчас вдвое выше апрельских уровней, а значит, и закупать её столь же активно, как во втором и третьем кварталах не имеет никакого смысла.

По мнению экспертов, поставки в Китай станут меньше на 1,2-1,7 млн баррелей в сутки, что пошлёт рынку негативный сигнал. Наряду с ростом предложения из Ливии и восстановлением буровой активности в Соединённых Штатах это может привести к новому витку снижения стоимости чёрного золота и негативно отразиться на курсе российской валюты.

Новак и Аль-Фалих
© minenergo.gov.ru

Впрочем, министр энергетики РФ Александр Новак сохраняет сдержанный оптимизм. Он напоминает, что в пик первой волны пандемии спрос падал на 20-25 миллионов баррелей в сутки. Однако затем стал быстро восстанавливаться. В данный момент потребность в авиационном топливе уже достигла 70% от докризисного уровня, а продажи на АЗС - 80-100% в зависимости от регионов. Оживление транспортной отрасли наряду с сокращением добычи в рамках сделки ОПЕК+, привело к небольшому дефициту нефти и, как следствие, постепенному сокращению её мировых запасов.

На днях страны, входящие в картель, подтвердили намерение исполнять договорённости, достигнутые весной, в полном объёме. Очередная встреча участников организации запланирована на следующий месяц. На ней планируется оценить ситуацию, которая будет складываться в преддверии зимы, и выработать очередные решения, направленные на стабилизацию рынка. Вполне вероятно, что в ноябрьский сценарий уже будет вписано значительное падение китайского импорта.