Санкт-ПетербургПасмурно+1°C
$ЦБ:74,36ЦБ:90,41OPEC:55,14

Австрийский эксперт назвал условие повышения качества образования в России и мире

студенты
Фото © www.unileoben.ac.at

Одной из наиболее серьёзных проблем ближайшего десятилетия многие эксперты называют падение качества высшего образования в связи с частичным или полным переходом на онлайн-обучение из-за коронавируса. При этом стремительное развитие технологий, напротив, требует от молодых людей, приходящих на современное производство, к какой бы отрасли народного хозяйства оно ни относилось, гораздо большего объёма знаний и навыков, чем прежде.

Уже сегодня не только Россия, но и постиндустриальные державы в той или иной степени испытывают дефицит квалифицированных инженеров, преподавателей, врачей, агрономов и представителей многих других краеугольных для общества профессий. А что дальше? Одним из наиболее популярных анекдотов в сети сейчас стало изречение: «Если Вы считаете, что 2020 год - катастрофа, подумайте о 2050-м, когда миром будут править люди, обученные дома на «дистанционке»».

Смогут ли они создать будущее, в котором человечество решит проблему изменения климата, но в то же время обеспечит себя ресурсами, необходимыми для развития национальных экономик? Сумеют ли интегрировать цифровые технологии и искусственный интеллект в нашу повседневную жизнь таким образом, чтобы её качество стало выше? Ликвидировать голод и нищету? Победить рак и другие болезни? Сохранить биоразнообразие? Обеспечить мир, в том числе развивающиеся государства Африки и Азии, недорогой и чистой энергией? Пока ответы на эти вопросы остаются открытыми…

Ректор Горного университета Леобена (Австрия) Вильфрид Айхельседер считает, что повысить уровень технического образования возможно лишь в случае объединения усилий научно-образовательного сообщества. И создания стройной унифицированной международной системы компетенций инженеров с понятными пороговыми требованиями. «Форпост» попросил г-на Айхельседера рассказать о том, насколько реально осуществить столь масштабный проект и о его национальных аналогах, существующих в ЕС.

Австрия
Фото © Форпост Северо-Запад /

Австрийский опыт

- Инженерное образование у нас делится на два уровня. Первый – это так называемые технические колледжи, где ребята учатся с 14 лет. Там молодые люди получают свой первый диплом инженера, после чего могут продолжить обучение, поступив в университет. В Австрии функционирует лишь три технических вуза, в частности, в Вене и у нас, в Леобене. Но горное дело преподаём только мы.

Студенты учатся в течение пяти лет. При этом необходимо понимать, что сам по себе диплом о высшем образовании не считается гарантией высокой квалификации его обладателя. То есть наш выпускник сразу же после окончания вуза не может быть допущен к работе со сложным оборудованием или занимать руководящие должности. Для этого он должен, как минимум, в течение трёх лет отработать на предприятии, что регламентируется действующим законодательством. Дополнительных экзаменов, которые было бы необходимо сдавать через три года для подтверждения своей квалификации, пока не существует.

Аналогичным образом устроена и система в Германии. Она не является единой для ФРГ, регулирование происходит на уровне федеральных земель, но подход к определению компетенций там приблизительно одинаков. Наши государства взаимно признают дипломы о высшем образовании друг друга. Это значит, что при переезде специалиста из одной страны в другую, ему не нужно проходить дополнительную сертификацию и доказывать свой уровень компетентности.

Леобен
Фото © Форпост Северо-Запад /

В Австрии есть и заявки на внешнюю аттестацию. Существует система управления качеством, согласно которой один раз в 7 лет её необходимо проходить. Это относится ко всем исследованиям, ко всей научной работе. Наш университет, например, аккредитует швейцарская компания. Также работает система признания квалификации в рамках европейского сообщества. Так называемая сертификация квалифицированных инженеров. Она проводится не университетами, а внешним органом.

Единая международная система

- Во многих странах и учебных заведениях качество образования и инфраструктуры недостаточны для того, чтобы гарантировать высокий уровень выпускников. Поэтому, конечно, нам необходима единая система международной сертификации, которая определит минимальные пороговые требования для всех университетов и будет контролировать их исполнение. Это позволит руководству условной горнодобывающей или нефтегазовой компании понимать, каков уровень молодых специалистов, претендующих на ту или иную вакансию.

Но здесь возникает несколько вопросов. Что именно должно подлежать сертификации? Каким образом организовать этот процесс? И, главное, кто будет его координировать? На мой взгляд, сертифицировать необходимо учебные программы и квалификацию преподавателей. А поручить эту работу следует Международному центру компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО. Эта структура создана два года назад в Петербурге, на базе Горного университета, её экспертами являются представители бизнеса, научных организаций и высших учебных заведений из самых разных стран мира. В частности, мы стали опорным вузом Центра ЮНЕСКО в Австрии.

Леобен
Фото © Форпост Северо-Запад /

В основу единых для всех стандартов должны лечь лучшие из существующих квалификационных требований, поэтому в задачу ЮНЕСКО на первом этапе войдёт их обобщение и унификация. Это будет аналог аудита менеджмента качества. Главное, чтобы не подлежала сомнению компетентность самих экспертов, которые проверяют кандидатов. Поэтому на эту роль следует утверждать исключительно авторитетных специалистов, чей статус подтверждён профессиональным сообществом.

Плюс появления единой международной системы состоит, например, в том, что выпускники вузов из различных стран мира, прошедших сертификацию, станут более конкурентоспособны. Смогут, например, устроиться на работу в международные корпорации. Им не нужно будет уже доказывать, что образование, которое они получили у себя в стране, достаточно высокого уровня для того чтобы претендовать на определённые должности.

Почему важно повышать качество кадров

- Сейчас мы говорим о том, что крайне важно предотвратить изменение климата, но в то же время обеспечить бесперебойность поставок ресурсов, необходимых для дальнейшего социально-экономического развития наших государств. Для этого необходимо учиться вовлекать всё большие объёмы сырья во вторичную переработку. То есть создавать циркулярную экономику, которая предполагает максимально безотходное производство. Нужно учиться энергосбережению, работе со всё более усложняющимися технологиями.

Леобен
Фото © ARMIN RUSSOLD

В этой связи качество человеческого капитала становится ещё более важным, как и интеграция. Причём не только интеграция вузов или национальных экономик, но и интеграция дисциплин. Она необходима для того, чтобы научные исследования становились более актуальными и востребованными со стороны бизнеса, могли находить практическое применение и помогать нам в достижении целей устойчивого развития.

Центр ЮНЕСКО может создать условия для более успешной коллаборации научных коллективов, проведения междисциплинарных исследований, выработке комплексного подхода к решению тех или иных задач, которые стоят сегодня перед учёными. Только так мы можем дать адекватный ответ на наиболее актуальные вызовы современности.