Перейти к основному содержанию

Как Россия и Китай помогают Венесуэле обходить санкции США

танкер
© pixabay.com

Венесуэла возобновила прямые поставки нефти в Китай, несмотря на ограничительные меры, введённые США чуть более года назад. Какой будет реакция Вашингтона? При чём тут наша страна? И почему торговые отношения между Пекином и Каракасом переживают свой ренессанс именно сейчас?

Китайские государственные корпорации CNPC и PetroChina долгие годы были основными клиентами PDVSA (государственная нефтегазовая компания Боливарианской Республики, крупнейшая в государстве). Однако в августе 2019 года, после того, как Соединённые Штаты расширили свои санкции против Венесуэлы, оба гиганта прекратили погрузку в местных портах.

Как считают многие эксперты, сырьевой бизнес между странами, хоть и стал значительно меньше по объёмам, вовсе не канул в Лету. А лишь трансформировался в более сложную схему, которая включала в себя многочисленных посредников, готовых рискнуть и доставить незаконный с точки зрения Белого дома груз потребителю. По документам, например, CNPC в последнее время резко увеличила поставки из Малайзии, но с большой долей вероятности можно утверждать, что там закупалась, в том числе, и венесуэльская нефть.

Её теневой экспорт в Поднебесную позволил Николасу Мадуро пополнить федеральный бюджет и остаться у власти, несмотря на попытки США устроить в Латинской Америке очередной переворот. Однако для того чтобы окончательно стабилизировать политическую ситуацию и избежать экономического коллапса, этих поступлений явно недостаточно. Поэтому восстановление прямой торговли с Китаем для Каракаса – настоящий подарок судьбы.

Венесуэла
© pixabay.com

В том, что Пекин действительно «позабыл о санкциях», нет ни малейших сомнений. Уже как минимум два танкера привезли нефть в КНР из венесуэльского порта Хосе. Первый из этих кораблей – «Kyoto» – был идентифицирован службой мониторинга судоходства TankerTrackers во время погрузки 1,8 млн баррелей тяжёлой нефти. В начале ноября он разгрузился на китайском терминале Далянь после того, как совершил так называемый «тёмный рейс» с отключенным транспондером местоположения.

«Судно зафрахтовано компанией Wanneng Munay. Она входит в группу из десятка зарегистрированных в России фирм, которые раньше не имели опыта торговли углеводородами, но в последние месяцы стали клиентами PDVSA. Её представители недоступны для комментариев», - пишет портал Asian Oil & Gas.

Ещё один танкер – «Warrior King», который до сентября принадлежал Венесуэле, а теперь плавает под флагом Того, на минувшей неделе пришвартовался к китайскому терминалу Баюйцюань. Два месяца назад в Хосе в него было залито 600 тысяч баррелей нефти. Причём, PDVSA не указала заказчика груза, и владелец корабля - панамская компания Umbridges Trade, не смогла получить никаких разъяснений по поводу адресата. Теперь они уже не требуются, всё стало предельно ясно.

Аппетит, как известно, приходит во время еды. Документы PDVSA и данные слежения за судами говорят о том, что два очень крупных танкера (мощностью около 2 млн баррелей каждый) под китайскими флагами прибыли неделю назад в Венесуэлу. Один из них уже вышел в море, сообщив, что направляется в Сингапур, другой пока стоит у терминала. Оба танкера принадлежат PetroChina, в роли покупателя и в первом, и во втором случае выступает компания Cirrostrati Technology. О её местоположении никому не известно.

нефть
© aramco.com

В США пока никак не прокомментировали возобновление торговли нефтью между Венесуэлой и КНР. Хотя в ходе предвыборной гонки Джо Байден неоднократно заявлял, что «намерен заставить Китай играть по международным правилам». И критиковал Трампа за то, что тот избрал в отношении Пекина неэффективную стратегию. Впрочем, сейчас новому американскому лидеру немного не до этого. Во время игры с собакой 30 ноября он умудрился сломать себе обе ноги. Врачи диагноз подтвердили.

Каким окажется ответ Соединённых Штатов после того как Байден поправит здоровье и официально вступит в должность, пока не вполне понятно. С одной стороны ему необходимо каким-то образом реагировать на действия нарушителей санкционного режима, ведь если спустить всё на тормозах, то так, глядишь, и швейцарцы из Allseas вернутся в Балтийское море для того, чтобы достроить «Северный поток-2». С другой – перспектива поссориться с Китаем, едва став президентом, далеко не самая блестящая, а потому разговор с позиции силы – тоже не лучший вариант.

Интенсификация сотрудничества с режимом Мадуро именно в период американского «политического межсезонья», вполне логичный и хорошо обдуманный Пекином шаг. Мяч на стороне Вашингтона, но ударить по нему пока некому. Более того, какую бы комбинацию ни придумал Джо Байден, она вряд ли позволит ему перехватить инициативу. И дело тут вовсе не в сломанных ногах, а в отсутствии явного превосходства над соперниками, которое после распада Советского Союза довольно долго давало американцам возможность играть роль мирового гегемона. Сейчас такой форы у них нет.

В отличие от США, КНР уже неоднократно демонстрировал свою договороспособность. Вероятнее всего, так случится и сейчас. То есть поставки нефти из Венесуэлы станут разменной монетой в переговорах о будущем торговых отношений между двумя крупнейшими экономиками мира. Не секрет, что сегодня этот вопрос находится в подвешенном состоянии и именно его урегулирование будет одной из наиболее серьёзных задач, стоящих перед новой администрацией Белого дома. В успехе грядущего диалога, естественно, заинтересованы и в Пекине.