Санкт-ПетербургПасмурно+2°C
$ЦБ:74,36ЦБ:90,41OPEC:55,14

Водород – топливо будущего?

дирижабль
© Общественное достояние

В первый день зимы в рамках Российско-Германского сырьевого форума прошла онлайн-конференция, посвящённая перспективам развития водородной энергетики. Её пленарная сессия оставила двоякие чувства. С одной стороны все участники ратовали за снижение выбросов в атмосферу парниковых газов, минимизацию техногенной нагрузки на экосистемы, говорили о необходимости остановить процесс изменения климата. И это, без сомнения, благие цели, от достижения которых зависит наше с вами будущее.

С другой – никто так и не смог объяснить, почему для устойчивого развития человечества нужно делать ставку именно на водород (Н2). Ведь помимо него существуют ветрогенераторы, солнечные панели, ГЭС, АЭС, геотермальная энергетика, энергия приливов и отливов. Все эти абсолютно чистые источники гораздо более перспективны, а электричество, полученное с помощью большинства из них, стоит гораздо дешевле.

Теперь о водороде. Сейчас уже мало кто помнит, но эпоха дирижаблей завершилась не потому, что в тяжёлой конкурентной борьбе их вытеснили самолёты. А в связи с многочисленными катастрофами, которые были вызваны взрывами водорода (эти летательные аппараты заправляли именно самым лёгким в природе газом, что и позволяло им подниматься в небо). Аварии вели к многочисленным человеческим жертвам и финансовым потерям, в связи с чем дирижабли и канули в небытие.

водород
Фото © alstom.com

С тех пор технологии, конечно, стали более совершенны. Созданы поезда, самолёты и автомобили, которые заправляют водородом. Только не следует забывать, что первые образцы всей этой техники были построены ещё в прошлом веке, однако их появление так не привело к развитию новой индустрии. Речь об их массовом внедрении не идёт, поскольку первый номер таблицы Менделеева потому и находится в ней на первом месте, что является самым активным из всех химических элементов.

Специалисты «Газпрома», например, ведут постоянную борьбу с наводораживанием труб. Всё дело в том, что природный газ не однороден, это смесь углеводородов, состоящая преимущественно из метана, а также из других веществ – пропана, бутана, азота и так далее. Так вот, когда в составе этой смеси повышается содержание водорода, она начинает постепенно разрушать трубы, особенно в местах сварных швов. То есть популярные в последнее время разговоры некоторых политиков о том, что по «Северному потоку-2» из России в Германию будет поставляться Н2, – абсолютная глупость, направленная лишь на то, чтобы получить дополнительные голоса избирателей. К реальности подобные «умозаключения» не имеют никакого отношения.

То есть что по факту предлагают сегодня России её германские партнёры? Создать с нуля беспрецедентную по своим масштабам инфраструктуру, необходимую для производства и транспортировки водорода. Мол, давайте, ребята, мы в будущем у вас его будем покупать, а газ покупать уже не станем. Так что считайте это предложение чуть ли не единственной возможностью сохранить наше с вами сотрудничество в энергетической сфере.

водород
Фото © ballard.com

Некоторые отечественные чиновники, судя по всему, так впечатлились заботой о будущем российского бюджета со стороны немцев, что даже предложили им приступить к разработке соглашения о производстве и поставке в ФРГ водорода, произведённого на нашей территории. При этом ни слова не сказав о проблемах, связанных с реализацией такого проекта. А их, между прочим, очень много.

Возможно ли снизить себестоимость производства водорода (пока она слишком высока, а потому Н2 совершенно неконкурентоспособен даже по сравнению с возобновляемыми источниками энергии, не говоря уже о газе)? Каким образом обеспечить безопасную транспортировку ресурса в ЕС, учитывая его химические свойства? Существуют ли вообще такие технологии? Где взять кадры, которые займутся строительством и обслуживанием новых производственных мощностей и трубопроводов? Где взять средства на эту безумно дорогую сказку? И сколько вообще на неё потребуется?

Наверное, логично было бы сначала найти ответы на все эти вопросы, а потом уже строить далекоидущие планы. Но пока этих ответов нет. Ни с российской, ни с германской стороны. Зато известно о том, что Правительство ФРГ выделило 2 млрд евро на реализацию проектов в сфере водорода. Есть уверенность в том, что освоение этих денег не является самодостаточной задачей? Можем ли мы доверять немцам и быть уверенными в том, что они готовы идти до конца? Или через пять лет они скажут своим российским партнёрам спасибо за участие в не оправдавшем себя проекте? И все те инвестиции, которые были вложены в него из федерального бюджета РФ, окажутся выброшенными на ветер?

В последнее время ряд решений Берлина действительно заставляет усомниться в том, что западным партнёрам можно верить на слово. Власти ФРГ, например, несколько лет назад уверяли нас в том, что им жизненно необходимы дополнительные объёмы газа. Россия начала строительство «Северного потока-2», вложила в него колоссальные средства, а сейчас, после того, как США ввели санкции против этого трубопровода, вдруг оказалось, что немцам он не так уж и нужен. Иначе чем объяснить их выжидательную позицию? Почему они абстрагировались от этой проблемы и стоят в стороне, не помогая завершить проект?

Северный поток - 2
Фото © Nord Stream 2 / Aксель Шмидт

Два-три года назад власти ФРГ заверяли, что идеальным энергетическим балансом для Германии на ближайшие десятилетия будет микс возобновляемых источников, в основном, ветрогенераторов и природного газа. Куда делись эти планы? Откуда вдруг взялся водород? И что придёт им на ум завтра? Быть может, вернуться к атомной генерации, учитывая, что во всём мире её доля только растёт?

Дмитрий Лихачёв говорил о том, что экологию нельзя ограничивать исключительно задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна и среда, созданная культурой его предков, а также им самим. Сохранить это культурное достояние: архитектурные и скульптурные памятники, живопись, литературу и многое другое – важнейшая задача, стоящая перед нашим обществом. Не менее важно и доверие, без которого практически нереально успешно сотрудничать. А коллаборация, объединение усилий всех государств – единственно возможный путь к сохранению природы и снижению техногенного воздействия на экосистемы.

Последние события, к сожалению, понизили градус доверия к Германии, как и к Западу в целом. Об этом, не скрываясь, говорят представители многих стран мира, а не только России. Такое положение крайне невыгодно, как для наших национальных экономик, так и для будущего планеты, поэтому ситуацию пока не поздно необходимо отыгрывать назад.

Очевидно, что для этого Германии и России следует заключить соглашение о сотрудничестве в энергетической сфере, где будут изложены понятные с точки зрения технологий и финансовых вложений планы развития ТЭК ФРГ на ближайшие десятилетия. Наша страна в этом случае будет понимать, какие ресурсы и в каком объёме понадобятся Германии для сохранения её устойчивости. И в какие проекты, связанные с развитием энергетического комплекса в отдалённом будущем, действительно необходимо вкладывать силы и средства.