Перейти к основному содержанию

Российские четвероклассники названы самыми понятливыми в мире. Дальше – хуже

школьники
© pixabay.com

Вместо фронтальной посадки учебные классы разделят на автономные функциональные зоны. Дети усядутся за столами лицом друг к другу, или на пуфах, отдельно от остальных. Мебель подберут с расчетом, чтобы неудобно было находиться на одном месте более 15 минут. Такое радикальное переформатирование школьного пространства в ближайшем будущем представил на VI Международной конференции по оценке качества образования заместитель директора одноименного федерального института (ФИОКО) Илья Денисенко.

Новые интерьеры классов, по его словам - это оболочка, которая отражает контуры грядущего изменения содержания школьной программы. Учебный процесс выйдет за границы формирования предметной базовой грамотности. Возрастет роль психологического развития учеников и воспитания у них желательных для общества ценностных установок.

Missing материал.

Контуры второй пятилетки школьной реформы по проекту «Образование 2030» были представлены в рамках Конференции экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Главную проблему, которую до сих пор не удается решить реформаторам, обозначил руководитель Департамента по образованию и навыкам ОЭСР Андреас Шляйхер.

«Для четвероклассников образование еще остается инструментом познания окружающего мира. Они любознательны, каждый из них в этом смысле подобен ученому. Если же вы проводите исследование среди школьников 15 лет, то обнаруживаете отношение к образованию как к скучному миру сухих формул» - сказал Шляйхер.

Missing материал.

К сожалению, к России эта цитата применима более чем ко всем прочим странам. У нас демотивация повлияла на результат самым кардинальным образом. Российские выпускники начальной школы по читательской грамотности оказались на первом месте в мире, а девятиклассники не смогли войти даже в ТОП-30 (из 79 стран).

Международные исследования PIRLS (для четвероклассников) и PISA (для школьников 15 лет) оценили способность детей осмысливать и использовать письменные тексты.

Посмотрим на страны и отдельные территории первой десятки по оценке PIRLS для начальной школы (в порядке убывания результата): Россия, Сингапур, Гонконг (КНР), Ирландия, Финляндия, Польша, Северная Ирландия (Британия.), Норвегия, Тайвань (КНР), Англия (Британия).

Сравним с лидерами исследования PISA среди девятиклассников: КНР (провинции Пекин, Шанхай, Цзянсу и Чжэцзян), Сингапур, Макао (КНР), Гонконг (КНР), Эстония, Канада, Финляндия, Ирландия, Республика Корея, Польша.

Половина стран присутствует в обоих списках. Им, в отличие от России, удаётся сохранить высокий уровень знаний в течение всего школьного обучения. В чем причина отставания отечественной средней школы?

В одном из сложных для россиян заданий теста PISA ученикам был предложен небольшой текст об исчезновении гигантских пальм на острове Пасхи. Нужно было найти в нем доказательство версии, что проблема возникла из-за крыс. Вывод о виновности грызунов сделан на основании обнаруженных следов их зубов на сохранившихся остатках орехов. В тексте прямо сказано, что ученые подтвердили свою версию именно этим фактом. Выделить его из нескольких других фактов, поддерживающих гипотезу, но не доказывающих ее, смогли только 40% российских девятиклассников. Лучший результат в Китае – 77%, худший в Марокко – 11%.

остров Пасхи
© Остров Пасхи / pixabay.com

Еще сложнее нашим школьникам далось выявление и анализ противоречий в тексте и оценка качества и надежности информации.

«Невысокие результаты связаны с тем, что эти умения не являются предметом работы учителей. Кроме того, в образовательном процессе не рассматриваются многие типы текстов из повседневной жизни, которые включены в исследование PISA: реклама, объявления, чаты, интернет-форумы и т.п.» - говорится в комментарии исследователей к результатам тестов.

Российским чиновникам от образования известна эта оценка. Однако непонятно, как, по их мнению, поможет решению заявленной проблемы фокусировка на развитии коммуникативных способностей и формировании ценностей экологии и здорового образа жизни, которую предлагает проект «Образование 2030». Или как её победит насыщение школы цифровыми технологиями.

В своем приветственном слове на Конференции министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, о приоритетности содержания образования над технологичностью используемого учителями инструментария.

«Будет ли цифровой контент настолько эффективным, чтобы можно было полностью перейти на него и при этом достичь всех необходимых результатов обучения? Мы отвечаем на этот вопрос отрицательно, и не поддерживаем предложения ряда экспертов о переходе к всеобщему дистанту. Наша система образования всегда будет соответствовать традиционным принципам общения учителя с учениками» - говорит Кравцов.

Из его дальнейшего выступления следует, что в министерстве еще не нашли оптимальную траекторию изменения содержания образовательного процесса. В частности не ясна точка баланса между сохранением традиций фундаментального базового образования и новыми трендами. А перспективы технологического оснащения Сергей Кравцов описал предельно четко. На создание цифровой образовательной среды уже выделен рублевый эквивалент 1,5 млрд евро. К концу 2021 года во всех сельских школах появится интернет с производительностью 50 МБ/с. В городских – 100 МБ/с.

интернет в школе
© pixabay.com

Конечно, проведение интернета в школы в любом случае будет не лишним. Но, как заметил Андреас Шляйхер, электронные технологии не изменяют, а лишь усиливают существующую ситуацию в образовании. То есть они способствуют более интенсивному продвижению, как хороших практик, так и плохих. Следовательно, по мере развития цифровой образовательной среды сложности с поиском причинно-следственных связей, осмыслением и оценкой информации у российских старшеклассников будут только нарастать.

Тезис о приоритете учебной методологии по отношению к распространению электронных новаций, не оспаривал на конференции никто из экспертов. Была даже представлена гарвардская модель «гонки образования и технологий». Американские ученые выдвинули гипотезу, что наилучшего процветания общество достигает, когда в этом соревновании побеждает образование. То есть люди успевают осмыслить гаджеты. В противном случае Гарвард констатирует ситуацию, которая буквально переводится с английского как «социальная боль».