Перейти к основному содержанию

Как Китай готовит инженеров 2.0

Китайский университет
© Форпост Северо-Запад

Высшее инженерное образование в КНР, приступающей к выполнению программы 14-й пятилетки, ориентировано на инновационные технологии и международные стандарты. Ректор Китайского университета горного дела и технологий (CUMT) Сонг Ксюфенг рассказал «Форпосту», как вуз обучает студентов нового поколения, и почему значительную роль в этом процессе играют предприятия горнодобывающей промышленности и зарубежные университеты-партнёры.

В 70-х годах прошлого века Китай был не только одной из самых отсталых, но и одной из самых закрытых для внешнего мира стран Азии. Основу промышленности КНР составляли лишь несколько сотен крупных предприятий, построенных в 1950-е при содействии Советского Союза. Однако в 1978 году в стране начались экономические реформы, нацеленные на создание социалистической рыночной экономики и открытость внешнему миру. Большое внимание тогда было уделено высшему инженерному образованию, которое совершенствуется в Поднебесной и по сей день.

Последние десятилетия уровень жизни в Китае неизменно растёт, а с экономикой этой страны могут конкурировать лишь США. В КНР очевидна востребованность высококвалифицированных кадров, а больше всего Поднебесная нуждается в инженерах-программистах, инженерах-технологах, инженерах-конструкторах и инженерах по контролю качества. Именно таких специалистов успешно готовит Университет горного дела и технологий, расположенный в Сючжоу.

Missing материал.

«В 2007 году китайское правительство утвердило новую стратегию развития, где главными пунктами стали инновации и развитие кадрового потенциала. В программу входил и пункт о необходимости в срочном порядке реформировать высшее инженерное образование. Министерство образования в июне 2010 года провело первое мероприятие в рамках национальной Программы повышения квалификации инженеров и внедрило Программу №1, которая включала в себя горнодобывающую отрасль», - рассказал ректор CUMT Сонг Ксюфенг, выступая на онлайн-форуме «Передовые инженерные компетенции – будущее горнодобывающей индустрии».

Одним из важнейших пунктов Программы повышения квалификации инженеров стала кооперация вузов с горнодобывающими предприятиями. Компании глубоко вовлечены в процесс обучения будущих специалистов в соответствии с международными стандартами и стандартами горнодобывающей промышленности. По состоянию на 2018 год, Программа достигла выдающихся результатов – 215 высших учебных заведений по всему Китаю учредили курсы повышения квалификации инженеров. На конференции Международного инженерного союза, который состоялся в Куала-Лумпуре 2 июня 2016 года, Китай подписал Вашингтонское соглашение – договор взаимного признания дипломов о высшем инженерном образовании, который обеспечивает твёрдую гарантию интернационализации местного инженерного образования.

В 2018 году Министерство образования КНР выпустило «Руководство по становлению и развитию новой инженерной специальности и осуществлению Программы развития инженерного мастерства 2.0». В неё вошли следующие приоритетные направления: информатика, технология Big Data (большие данные – технология обработка информации – прим. ред.), управление большими данными, интернет вещей, интеллектуальная наука и техника и робототехника. Министерство учредило факультеты микроэлектроники, кибербезопасности и образовательную программу, объединившую горнопромышленную индустрию и науку.

«Мы выделили главное: необходимость изучать инновационные подходы в инженерии и обеспечить учащихся практикой. Все студенты, занимающиеся по Программе повышения квалификации, это молодые люди, прошедшие тщательный отбор, – на одну специальность попадают максимум 30 человек. И, конечно, в соответствии с потребностями индустрии и развивающимися технологиями, эксперты с горнопромышленных предприятий принимают активное участие в обучении – читают лекции, обеспечивают стажировку, курируют дипломные проекты, обучают работе с новейшей техникой и предпринимательству, принимают участие в составлении учебных пособий, а также оценивают эффективность обучения студентов», - подчеркнул ректор CUMT.

Missing материал.

Программа повышения квалификации инженеров напрямую повлияла и на обучение студентов Китайского горно-технологического университета. С 2012 года 11 специальностей вуза были включены в неё на экспериментальной основе. Речь идёт о горной инженерии, промышленной безопасности, разработке процессов добычи полезных ископаемых, электронике и автоматизации, энергетике и других.

На данный момент CUMT выпустил из своих стен 1870 специалистов и опубликовал 35 учебных пособий для изучения в рамках повышения квалификации инженеров. Из перечисленных выше 11 специальностей 10 прошли Международную аккредитацию инженерного образования. С 2018 года в вузе появились новые инженерные специальности, связанные с робототехникой, автоматизацией процессов, технологией Big Data, обеспечением охраны труды, интеллектуальным производством, искусственным интеллектом, новыми энергетическими материалами и устройствами, управлением большими данными и его применением. В этом году добавлены специальности, связанные с новыми источниками энергии, и её хранением.

Модернизация высшего образования в Китае и десятилетия экономического развития превратили страну в привлекательное место для иностранных студентов, которые теперь приезжают в Поднебесную на языковые курсы, стажировки в рамках обменных программ вузов, а также, чтобы получить образование и профессиональные степени, и построить карьеру.

В июле этого года Китайский университет горного дела и технологий получил статус опорного вуза Международного центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО и стал шестой зарубежной научно-образовательной площадкой Центра. В число её задач войдёт координация на национальном уровне сотрудничества российских и китайских высших учебных заведений, повышение академической мобильности, расширение номенклатуры совместных исследований и ряд других. Новый статус позволит CUMT координировать на территории Китая участие студентов, аспирантов и учёных в программах Международного центра компетенций. То есть к совместной работе будут привлечены другие высшие учебные заведения, а также исследовательские центры и промышленность.