Перейти к основному содержанию

Эрмитаж обвинили в демонстрации подделок на выставке Карла Фаберже

Одно из главных учреждений культуры Северной столицы подверглось нападкам со стороны арт-дилера.

В четверг, 14 января, стало известно, что некий коллекционер Андрей Ружников обвинил Эрмитаж в демонстрации подделок на временной выставке Карла Фаберже, которая открылась 24 ноября 2020 года. Об этом он заявил в открытом письме на имя директора музея Михаила Пиотровского, которое опубликовал на своём сайте.

Автор послания назвал хранящиеся в петербургском учреждении культуры яйца Фаберже «откровенной подделкой». При этом, по его словам, предметы искусства были представлены посетителям «под видом произведений прославленного мастера».

«Бок о бок с прекрасными экспонатами из собраний Эрмитажа, Павловска и Петергофа оказались такие вульгарные новоделы, как фигурка прикуривающего солдата – грубая реплика скульптуры Савицкого из музея им. Ферсмана, современная копия пасхального яйца "Курочка" – оригинал выставлен в непосредственной близости от Эрмитажа в музее Фаберже на Фонтанке, так называемое яйцо "Юбилейное свадебное", якобы подаренное Николаем II императрице Александре Фёдоровне в 1904 году, и пасхальное яйцо "Александр Невский" в красной эмали, годящееся для сувенирного магазина, но не для витрины главного музея страны. Всё это – произведения даже не 20-го, а 21-го века», — говорится в письме.

Кроме того, Ружников остался недоволен выбором партнёров Эрмитажа для организации выставки. Например, у него есть претензии к Русскому национальному музею, Музею Фаберже в Баден-Бадене и Музею христианской культуры.

Сам директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в разговоре с «Фонтанкой» заявил, что ответ на письмо Ружникова в силу его жанра «этически невозможен».

«Необходимо учитывать огромную разницу между искусствоведами-дилерами и музейными искусствоведами. Первые призваны купить-продать, вторые — сохранить, изучить и представить. Для первых произведение искусства — товар, для вторых — часть сложного культурного процесса», — пояснил руководитель музея.

Отметим, об Андрее Ружникове известно немного. На его сайте говорится, что он имеет 40-летний опыт в работе на международном арт-рынке. Некоторое время сотрудничал с инвестиционным фондом Aurora Fine Art Investments. В настоящее время мужчина живёт в Лондоне и предлагает персонализированные услуги для руководства государственными и частными клиентами по приобретению, продаже, оценке, реставрации и страхованию предметов искусства.

Напомним, в декабре Михаил Пиотровский заявил, что из-за ограничительных мер в условиях пандемии Эрмитаж потерял 80% посетителей. В 2020 году музей посетили чуть более 800 тысяч человек, тогда как прошлогодний показатель был почти пять миллионов человек.