Санкт-ПетербургНебольшой дождь+4°C
$ЦБ:73,75ЦБ:89,67OPEC:64,00

Как сэкономить на экологии

Транснефть
Фото © transneft.ru

Первый российский среднетоннажный танкер класса Афрамакс «Владимир Мономах» завершил ходовые испытания и отправился в рейс. Он взял курс на Южную Африку, куда должен доставить нефть, загруженную в его трюм в порту Находки.

Как отмечают эксперты, корабль, построенный на дальневосточном заводе «Звезда», спроектирован с соблюдением самых высоких стандартов в области экологической безопасности. Например, его энергетические установки могут работать как на традиционном судовом топливе, так и на СПГ, что соответствует новым правилам по ограничению выбросов оксидов серы и парниковых газов.

Тем не менее, говорить о том, что наша страна готова резко снизить уровень негативного воздействия на природу при транспортировке углеводородов не приходится. Сегодня их потери по всей цепочке – от скважины до ТЭС или АЗС могут достигать 30%. Причём большая часть из них происходит не по причине утечек, то есть внештатных ситуаций, а вследствие элементарной бесхозяйственности. И нежелания внедрять инновации, которые позволили бы повысить эффективность использования энергоресурсов.

По оценке аналитиков компании «Транснефть», годовые потери нефтепродуктов только от испарения при хранении в наземных металлических резервуарах составляют 0,3% от общего объёма. Причём лишь в том случае, если баки заполнены более чем на 90%. При снижении этого показателя растёт и ущерб, который может достигать 10%. Такая конъюнктура приводит не только к финансовым убыткам недропользователя и каждого следующего посредника, но также к загрязнению атмосферы, куда попадает СО2 и другие вредные вещества, в том числе, тяжёлые металлы.

Транснефть
Фото © transneft.ru

«В газгольдерах, танкерах, резервуарах, железнодорожных цистернах, любых накопителях для хранения и транспорта углеводородов предусмотрены дыхательные клапаны. Они необходимы для того чтобы поддерживать внутри ёмкости необходимое давление и отводить избыточные газовоздушные смеси, чрезмерная концентрация которых может вызвать взрыв. Именно через них и испаряются лёгкие фракции углеводородов - ценное сырьё для нефтеперерабатывающей промышленности. Их выбросы снижают качество нефтепродуктов и негативно влияют на окружающую среду», - говорит ассистент кафедры транспорта и хранения нефти и газа Санкт-Петербургского горного университета Вадим Фетисов.

Западные государства сегодня ужесточили правила игры, что заставляет владельцев судов и нефтеналивных станций принимать меры к предотвращению потерь. Один из наиболее действенных способов – установка системы рекуперации, которая улавливает пары нефтепродуктов и затем возвращает их обратно.

К сожалению, в нашей стране подобное оборудование не пользуется большой популярностью, в первую очередь из-за своей чрезмерно высокой стоимости. Участникам рынка проще периодически платить штрафы, чем вкладываться в технологии. Даже за отечественные образцы, которые из-за невостребованности существуют лишь в виде единичных экземпляров, их производители просят от 60 до 150 миллионов рублей. Что уж говорить об импортных аналогах компаний Jordan Technology или Carbovac (ALMA Group). Их продукция, естественно, ещё дороже.

Впрочем, вполне возможно, что скоро всё изменится. Горный университет сейчас готовит заявку на патент экспериментальной установки по рекуперации, которая может использоваться как при транспортировке, так и при перевалке нефтепродуктов и природного газа. Её цена будет в разы ниже.

Вадим Фетисов
Фото © Форпост Северо-Запад /

«Вскоре мы будем готовы предложить рынку установку по рекуперации, то есть улавливанию лёгких фракций углеводородов, за 20 миллионов рублей. Снижение себестоимости произойдёт за счёт упрощения конструкции и внедрения ряда инновационных решений. Несколько отечественных и зарубежных компаний, в том числе из ЮАР и Норвегии, уже выразили заинтересованность в нашем проекте, окупаемость которого составит всего лишь полтора года. После истечения этого срока владелец начнёт извлекать прибыль за счёт минимизации потерь нефтепродуктов», - поясняет Вадим Фетисов.

Технология в целом очень проста. В процессе погрузки танкера давление в его трюме растёт за счет сокращения объёма газового пространства и интенсивного испарения нефти. Аналогичные процессы происходят и во время заполнения резервуара на нефтеналивной станции. Обычно эти пары через дыхательные клапаны попадают в окружающую среду, но в данном случае они отводятся по трубопроводу, попадают в сепаратор, где вновь переходят в жидкое состояние, и затем возвращаются обратно. То есть создаётся закольцованная система, которая сводит финансовые потери и ущерб окружающей среде практически к нулю.

Транснефть
Фото © transneft.ru

Подобные инновации особенно востребованы в южных широтах, где из-за высоких температур воздуха объём испарений примерно в полтора раза выше, чем в северных. Однако, по мнению Вадима Фетисова, не меньше в них нуждается и российская Арктика. Она развивается сегодня семимильными шагами, и в перспективе данная тенденция будет только набирать обороты. Наша задача состоит в том, чтобы не только раскрыть потенциал этого уникального региона, но и сохранить его экологическое благополучие.

«В Заполярье строятся новые нефтеперевалочные комплексы, Северный морской путь становится всё более оживлённым, причем, прежде всего, именно за счёт газовозов и нефтеналивных танкеров, которые составляют более 29% всего мирового морского флота. Я твёрдо убеждён в том, что бизнес должен применять при реализации новых проектов на Крайнем Севере наилучшие доступные технологии, внедрение которых, с одной стороны, приведёт к повышению рентабельности минерально-сырьевого сектора, а с другой - минимизирует загрязнение природы. Сделать это удастся, естественно, лишь в случае более тесной интеграции с наукой», - резюмировал учёный Горного университета.

«Оценка выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при погрузке углеводородов в танкеры в Арктическом регионе»

В прошлом году на грант Горного университета он проводил фундаментальные исследования в области рекуперация паров нефти и нефтепродуктов с целью снижения выбросов CO2. По их итогам в журнале «Journal of Marine Science and Engineering» издательства MDPI (второй квартиль) была опубликована статья «Оценка выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при погрузке углеводородов в танкеры в Арктическом регионе». В качестве соавтора молодого учёного выступил его иностранный коллега, профессор южноафриканского Университета Квазулу-Натал Амир Мухаммади.

Вторая статья под названием «Оценка экономической эффективности установки рекуперации паров при наливе в нефтяные танкеры», написанная совместно с иностранными коллегами из Германии и Южной Африки, находится на рецензировании в журнале «Oil & Gas Science and Technology» (Q2). Она должна увидеть свет в феврале нынешнего года.