Перейти к основному содержанию

Художника обидеть легко. В защиту Евгении Васильевой

Академия художеств восстала против выставки Евгении Васильевой. Кто-то сравнивает её проведение с конём в римском сенате, кто-то с «торжеством коррупции». Обратимся к творческой составляющей.

Какой художник является сегодня самым известным в России? Да Винчи? Репин? Врубель? Еще сотня имен – и Вы все равно ошибетесь. Конечно, тот, чье творчество ежедневно показывают по телевизору. Эдвард Мунк. Автор великого «Крика», полотна, про которое две дамочки гадают: боль там изобразил норвежский импрессионист или спазм.

Вот что о картине пишет Википедия:

Фигура кричащего примитивизирована до такой степени, что напоминает различным комментаторам скелет, эмбрион или сперматозоид. Волнообразные линии пейзажа, будто эхо, повторяют закруглённые контуры головы и широко раскрытого рта — как если бы звук крика отдавался повсюду. Негативная эмоция субъекта, таким образом, подминает под себя окружающий мир, приобретая вселенский размах. Но возможно и обратное прочтение: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы».

Вот, честное слово, если бы такими же словами было описано творчество художника Евгении Васильевой, то никто бы не удивился. На фоне скандала, развернувшегося сначала вокруг неприятия ее подарка Русским музеем, а затем обструкцией, устроенной студентами Академии художеств, как-то забывается старый постулат, что о личности нельзя судить по бэкграунду. То есть по группе лиц, склонившей женщину к мошенничеству и введению в заблуждение на 200 миллионов министра обороны. В данном случае по шлейфу негатива экс-чиновницы «Оборонсервиса». Как сказал Поль Валери: «Никогда не судите о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны». Если цитату перевернуть, то на фоне друзей Евгения Николаевна – ангел.

Кроме того, она, как Павленский к Красной площади ничего не прибивала, рисовала руками, а не другими частями тела пятого размера, как Кира Эйн, фекалии по баночкам, как Пьеро Мандзони не раскладывала.

Поэтому абстрагируясь от личности «творческой личности» (в данном случае это допустимая тавтология), обращусь все-таки к ее творчеству. Казалось бы, было уже все, - возрождение, маньеризм, барокко, рококо, классицизм, романтизм, ампир, прерафаэлитизм, оба реализма, критический и социалистический, импрессионизм, модерн, примитивизм, фовизм, кубизм, экспрессионизм, арт-деко, сюрреализм. Но никто из современных художников не рискнул заглянуть в эпоху до Джотто ди Бондоне. Человека, который стал родоначальником перспективы. Бэкграунд, то есть второй план у него мельче, чем первый.

Искусство Евгении Васильевой Василий Церетели назвал «наивным». Но ведь уже были «митьки». Я бы ввел новый термин – «современная наскальная живопись». Возврат к изображениям предренессанса.

Кто-то из великих сказал, что новое стихотворение о розе может написать либо тот, кто прочел все до него, либо кто не читал ни одного. Пещерное изображение целебесской свиньи датируется 44 тысячелетием до нашей эры. Если убрать все наносное дальше, а добавить креманьольцам красок, то вот и оно – новое слово в искусстве. И никаких ушей, как Ван Гог резать не надо.

Другие статьи этого автора в телеграмм-канале https://t.me/zabornayanalitika.

Обсудить