Перейти к основному содержанию

«По ком звонит колокол» в Горном музее

пиирайнен
© Форпост Северо-Запад

Коллекция Горного музея пополнилась новым экспонатом, имеющим непосредственное отношение к атакам 11 сентября 2001 года. Бронзовый монумент создан в трех экземплярах – один установлен в Нью-Йорке, второй – в Константиновском дворце, а третий – теперь в центре Санкт-Петербурга.

В сентябре этого года исполнится 20 лет со дня крупнейшего в истории теракта, унесшего жизни почти 3 тысяч человек. Террористы захватили 4 рейсовых пассажирских лайнера, два из которых направили в башни Всемирного торгового центра в центре Нью-Йорка, один - в здание Пентагона неподалеку от Вашингтона. Четвертый самолет направлялся в сторону Капитолия, но упал на поле в штате Пенсильвания.

Через некоторое время в районе Граунд-Зиро, где до 11 сентября 2001 года стояли разрушенные башни, стали воздвигать мемориалы памяти. Один из первых - «Дань в свете» (Tribute of Light), представляющий собой две группы прожекторов, направляющих в небо столбы света. Наиболее известный - комплекс из двух огромных бассейнов, полностью очерчивающих контуры башен.

Российские мастера также приняли участие в увековечивании трагических событий и героизма спасателей. Так, в Нью-Джерси появилась 30-метровая скульптура Зураба Церетели.

В самом же районе Граунд-Зиро был открыт бронзовый памятник-колокол, автором которого стал профессор Санкт-Петербургского горного университета и известный литейщик Виктор Пиирайнен. Он установлен в холле одного из зданий, которые были построены на месте разрушенных башен.

пиирайнен
© Презентация монумента для официальных лиц в Нью-Йоркской ратуше

Две копии монумента находятся на территории России. Один экземпляр был презентован в Стрельне во время саммита «G8», где и находится по сей день, а второй – автор проекта передал в Горный музей в зал «Художественное литье».

Композиционно памятник делится на три яруса. Верхний изображает район Манхэттена с башнями-близнецами, средний – участников событий, оказывающих помощь попавшим в беду людям. В основании же использована форма колокола.

Неудивительно, что именно представитель Горного университета осуществил столь масштабный замысел. Колокольное литье всегда развивалось параллельно с пушечно-литейным делом, где главенствовали специалисты в области металлургии и материаловедения.

Виктор Пиирайнен рассказал «Форпосту» о том, как, будучи инженером, стал автором памятника для США, почему монумент вызвал бурный положительный отклик у американцев, и над чем он работает сегодня.

Пиирайнен
© Форпост Северо-Запад

- Виктор Юрьевич, как возникла идея создания памятника?

- Замысел появился в 2002 году на конференции Американской Международной колокольной ассоциации, куда я прилетел как литейщик со стороны России. В то время на официальных мероприятиях в США часто поднималась тема нью-йоркской трагедии. В частности, на конференции обсуждали конкурс памятных монументов, и я решил поучаствовать. Моя добрая знакомая – американка русского происхождения, с которой я поделился идеей – подарила тематическую подборку газет и набор памятных серебряных монет. Они были выпущены после теракта, и каждая американская семья считала своим долгом приобрести их. В газетах мы нашли фотографии непосредственных участников событий, образы которых воплотили в скульптурах, а лозунги с монет расположили по периметру монумента.

- Оценили вашу работу жители США?

- Глядя сначала на проект, а затем и на сам памятник, американцы очень тепло его восприняли – каждый узнавал эти слова и эти лица. Более того, когда меня пригласили на прием в генеральное консульство США в Петербурге, я привез в подарок генконсулу миниатюру. Среди гостей присутствовали путешествующие по Восточной Европе родители Джорджа Буша, бывшего на тот момент президентом. Барбаре Буш настолько понравилась миниатюра, что она увезла ее с собой, поэтому в консульство меня позже попросили привезти еще один экземпляр.

пиирайнен
© Форпост Северо-Запад

- Почему в основании было решено использовать форму колокола?

- Это было предопределено историческим и духовным предназначением данного инструмента. «Голосом» колоколов открываются и закрываются многие страницы человеческой истории. «Колокол свободы», возвестивший о первом дне независимости США – 4 июля 1776 года, хранится в Филадельфии как национальная святыня. В Италии из пушек всех стран, участвовавших в Первой мировой войне, отлит «Колокол смерти». «Колокол Бухенвальда» призывает народы мира никогда не забывать о зверствах фашизма. А «Колокол Хиросимы» напоминает о другом преступлении против человечества. Сегодня в США колокола интересуют лишь коллекционеров, которые собирают дорогостоящие кабинетные колокольчики. В России же колокол – это чаще всего огромное изделие для храма. Я решил показать, что мы можем! Укрепился в своей идее, когда более подробно познакомился с памятниками Михаила Микешина – «Тысячелетие России» в Новгороде и памятником Екатерине II в Петербурге, основания которых также выполнены в виде колоколов.

- Как вышло, что инженер стал заниматься колоколами?

- Более 30 лет я работал в Центральном научно-исследовательском институте материалов, созданном по инициативе Менделеева. В рамках работы занимался новыми литейными технологиями и возрождением художественного литья. С 1994 года стал преподавать в Северо-западном заочном техническом университете, где на фоне возобновления интереса к строительству храмов активно развивали новое направление – кампанологию – науку о колоколах. В 2011 году вуз был присоединен к Горному университету, и я стал профессором кафедры материаловедения и технологии художественных изделий. Все стало на свои места, ведь литье – логичное продолжение горного дела и металлургии. В настоящее время помимо художественной обработки материалов основной областью моих научных интересов является синтез неорганических полимеров и наноструктурных гибридных материалов в контексте развития водородной тематики.

- Планируете ли поучаствовать в каком-то новом проекте?

- Сегодня я работаю над международным проектом, приуроченным к грядущему 310-летию со дня рождения Ломоносова. Во Фрайберге, где молодой Михаил Васильевич изучал химию, металлургию и горное дело у прославленного на тот момент химика и минералога Иоганна Генкеля, принято решение возвести памятник российскому ученому. Основными инициаторами являются Санкт-Петербургский горный университет и Фрайбергская горная академия. Монумент будет включать в себя не только фигуру Ломоносова в полный рост, но и витражи, на которых будет изображена его учеба в Германии и последующая образовательная и научная деятельность в России. Учитывая тот факт, что одна моя работа стоит в Америке, а вторая будет установлена в Германии, передача Горному музею точной копии монумента в память событий 11 сентября как примера современного этапа развития технологий художественного литья кажется весьма логичной.

пиирайнен
© Генконсул ФРГ в Санкт-Петербурге осматривает проект памятника Ломоносову

«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе».

Английский поэт и священник XVII века Джон Донн