Перейти к основному содержанию

«По ком звонит колокол» в Горном музее

пиирайнен
© Форпост Северо-Запад

Коллекция Горного музея пополнилась новым экспонатом, имеющим непосредственное отношение к атакам 11 сентября 2001 года. Бронзовый монумент создан в трех экземплярах – один установлен в Нью-Йорке, второй – в Константиновском дворце, а третий – теперь в центре Санкт-Петербурга.

В сентябре этого года исполнится 20 лет со дня крупнейшего в истории теракта, унесшего жизни почти 3 тысяч человек. Террористы захватили 4 рейсовых пассажирских лайнера, два из которых направили в башни Всемирного торгового центра в центре Нью-Йорка, один - в здание Пентагона неподалеку от Вашингтона. Четвертый самолет направлялся в сторону Капитолия, но упал на поле в штате Пенсильвания.

Через некоторое время в районе Граунд-Зиро, где до 11 сентября 2001 года стояли разрушенные башни, стали воздвигать мемориалы памяти. Один из первых - «Дань в свете» (Tribute of Light), представляющий собой две группы прожекторов, направляющих в небо столбы света. Наиболее известный - комплекс из двух огромных бассейнов, полностью очерчивающих контуры башен.

Российские мастера также приняли участие в увековечивании трагических событий и героизма спасателей. Так, в Нью-Джерси появилась 30-метровая скульптура Зураба Церетели.

В самом же районе Граунд-Зиро был открыт бронзовый памятник-колокол, автором которого стал профессор Санкт-Петербургского горного университета и известный литейщик Виктор Пиирайнен. Он установлен в холле одного из зданий, которые были построены на месте разрушенных башен.

Missing материал.

Две копии монумента находятся на территории России. Один экземпляр был презентован в Стрельне во время саммита «G8», где и находится по сей день, а второй – автор проекта передал в Горный музей в зал «Художественное литье».

Композиционно памятник делится на три яруса. Верхний изображает район Манхэттена с башнями-близнецами, средний – участников событий, оказывающих помощь попавшим в беду людям. В основании же использована форма колокола.

Неудивительно, что именно представитель Горного университета осуществил столь масштабный замысел. Колокольное литье всегда развивалось параллельно с пушечно-литейным делом, где главенствовали специалисты в области металлургии и материаловедения.

Виктор Пиирайнен рассказал «Форпосту» о том, как, будучи инженером, стал автором памятника для США, почему монумент вызвал бурный положительный отклик у американцев, и над чем он работает сегодня.

Пиирайнен
© Форпост Северо-Запад

- Виктор Юрьевич, как возникла идея создания памятника?

- Замысел появился в 2002 году на конференции Американской Международной колокольной ассоциации, куда я прилетел как литейщик со стороны России. В то время на официальных мероприятиях в США часто поднималась тема нью-йоркской трагедии. В частности, на конференции обсуждали конкурс памятных монументов, и я решил поучаствовать. Моя добрая знакомая – американка русского происхождения, с которой я поделился идеей – подарила тематическую подборку газет и набор памятных серебряных монет. Они были выпущены после теракта, и каждая американская семья считала своим долгом приобрести их. В газетах мы нашли фотографии непосредственных участников событий, образы которых воплотили в скульптурах, а лозунги с монет расположили по периметру монумента.

- Оценили вашу работу жители США?

- Глядя сначала на проект, а затем и на сам памятник, американцы очень тепло его восприняли – каждый узнавал эти слова и эти лица. Более того, когда меня пригласили на прием в генеральное консульство США в Петербурге, я привез в подарок генконсулу миниатюру. Среди гостей присутствовали путешествующие по Восточной Европе родители Джорджа Буша, бывшего на тот момент президентом. Барбаре Буш настолько понравилась миниатюра, что она увезла ее с собой, поэтому в консульство меня позже попросили привезти еще один экземпляр.

пиирайнен
© Форпост Северо-Запад

- Почему в основании было решено использовать форму колокола?

- Это было предопределено историческим и духовным предназначением данного инструмента. «Голосом» колоколов открываются и закрываются многие страницы человеческой истории. «Колокол свободы», возвестивший о первом дне независимости США – 4 июля 1776 года, хранится в Филадельфии как национальная святыня. В Италии из пушек всех стран, участвовавших в Первой мировой войне, отлит «Колокол смерти». «Колокол Бухенвальда» призывает народы мира никогда не забывать о зверствах фашизма. А «Колокол Хиросимы» напоминает о другом преступлении против человечества. Сегодня в США колокола интересуют лишь коллекционеров, которые собирают дорогостоящие кабинетные колокольчики. В России же колокол – это чаще всего огромное изделие для храма. Я решил показать, что мы можем! Укрепился в своей идее, когда более подробно познакомился с памятниками Михаила Микешина – «Тысячелетие России» в Новгороде и памятником Екатерине II в Петербурге, основания которых также выполнены в виде колоколов.

- Как вышло, что инженер стал заниматься колоколами?

- Более 30 лет я работал в Центральном научно-исследовательском институте материалов, созданном по инициативе Менделеева. В рамках работы занимался новыми литейными технологиями и возрождением художественного литья. С 1994 года стал преподавать в Северо-западном заочном техническом университете, где на фоне возобновления интереса к строительству храмов активно развивали новое направление – кампанологию – науку о колоколах. В 2011 году вуз был присоединен к Горному университету, и я стал профессором кафедры материаловедения и технологии художественных изделий. Все стало на свои места, ведь литье – логичное продолжение горного дела и металлургии. В настоящее время помимо художественной обработки материалов основной областью моих научных интересов является синтез неорганических полимеров и наноструктурных гибридных материалов в контексте развития водородной тематики.

- Планируете ли поучаствовать в каком-то новом проекте?

- Сегодня я работаю над международным проектом, приуроченным к грядущему 310-летию со дня рождения Ломоносова. Во Фрайберге, где молодой Михаил Васильевич изучал химию, металлургию и горное дело у прославленного на тот момент химика и минералога Иоганна Генкеля, принято решение возвести памятник российскому ученому. Основными инициаторами являются Санкт-Петербургский горный университет и Фрайбергская горная академия. Монумент будет включать в себя не только фигуру Ломоносова в полный рост, но и витражи, на которых будет изображена его учеба в Германии и последующая образовательная и научная деятельность в России. Учитывая тот факт, что одна моя работа стоит в Америке, а вторая будет установлена в Германии, передача Горному музею точной копии монумента в память событий 11 сентября как примера современного этапа развития технологий художественного литья кажется весьма логичной.

Missing материал.

«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе».

Английский поэт и священник XVII века Джон Донн