Подведение итогов 2020 года на российском рынке EduTech (цифровые образовательные технологии) стало поводом для очередного раунда споров на тему о возможной смерти классических университетов. Выручка ТОП-60 компаний-лидеров этого рынка выросла более чем вдвое. Средняя маржинальность интернет-платформ с онлайн-курсами по востребованным профессиям составляет сегодня от 40 до 60 процентов, по данным ED2 EdTech Accelerator. Таких показателей, нет сегодня, пожалуй, даже у таких бенефициаров коронакризиса как предприятия доставки, логистики и электронной коммерции.
Сравнение государственных университетов с компаниями EduTech с точки зрения финансовой эффективности, безусловно, сложится в пользу последних. Университеты глубоко дотационны. По сводным данным Минобрнауки, внебюджетные доходы, включая оплату учёбы и корпоративное финансирование научных исследований, не покрывают и половины совокупных расходов государственных вузов. Но их плановая убыточность ни в коей мере не может свидетельствовать о неэффективности. Задача университетов не в том, чтобы заработать как можно больше денег, а в удовлетворении кадровых потребностей экономики.
В той же логике можно сравнивать и обучающие онлайн-курсы с очными университетскими занятиями. Первые, безусловно, выигрывают с точки зрения себестоимости. Но работодатели не спешат смещать приоритет с выпускников топовых университетов на слушателей даже самых продвинутых курсов. Как дополнение к престижному диплому они конечно хороши, но не более.
«В требованиях при найме сотрудников, как правило, сохраняется приоритет высшего образования как такового. В том числе в ИТ-компаниях. Потому что существует высокая корреляция между отсутствием высшего образования у соискателя и будущими проблемами с этим сотрудником» - считает старший вице-президент международной ИТ-компании JetBrains Андрей Иванов.
Если даже в известной своим нонконформизмом интернет-сфере наличие университетского диплома всё еще оказывает решающее влияние на трудоустройство, то разговоры о «смерти» классических вузов можно отнести к разряду маргинальных.
Остаётся вопрос об их возможном переходе на «территорию противника», то есть адаптации технологий удалённого образования к своему учебному процессу. С точки зрения вульгарной экономики это позволило бы снизить затраты, а значит повысить рентабельность. К тому же принятые недавно поправки в Закон «Об образовании», касающиеся согласования негосударственной просветительской деятельности, могут дать государственным вузам дополнительные преимущества на образовательном рынке.
К счастью, университеты не спешат уходить в онлайн, поскольку такой формат предполагает совершенно иное отношение к студентам. В EduTech слушатели курсов - это потребители платных услуг. В университетах – участники профессионального сообщества. Два совершенно разных подхода.
Возьмём для примера отрасль экономики, в которой наиболее динамично идет процесс перевода клиентов в онлайн – банковский бизнес. Опасаясь экспансии ИТ-компаний в финансовый сектор, банки сами начали активно вторгаться в сферу компетенции Финтеха. В частности, расширять интернет-банкинг, безлюдные офисы обслуживания.
С клиентами они предпочитают общаться дистанционно. Однако при этом не спешат переводить сотрудников на надомную работу. Как не делают этого и ИТ-компании. Именно представители двух этих сегментов экономики формируют сегодня почти половину совокупного спроса на офисную недвижимость. Например, в Москве, по данным 2020 года от компании Colliers international, на банки приходится 29% сделок по покупке офисов, а на ИТ-сферу 15%. Несмотря на все прелести домашней работы, даже отечественные программисты предпочитают совместный труд в специально обустроенном для этого пространстве с подходящей атмосферой и возможностью личного общения.
Вполне логично, что, воспринимая студентов как часть профессионального сообщества, а не просто потребителей услуг, университеты вслед за банками и ИТ-компаниями пытаются создать наиболее комфортные условия для развития в пределах своих кампусов. Курс на усиление вузовской науки еще более способствует тому, чтобы не превращать студентов и преподавателей в покупателей и продавцов.
Тем не менее, снова и снова находятся кассандры, пророчествующие о скором опустении вузовских зданий. К счастью, Минобрнауки не особенно прислушивается к этим голосам. В начале апреля оно анонсировало масштабную программу строительства университетских кампусов. В ближайшие 4 года планируется построить 36 объектов. Объём финансирования – 36 миллиардов рублей. Уже в следующем году начнётся строительство учебного кампуса Новосибирского госуниверситета на территории Академгородка, а также двух крупных проектов МГТУ имени Баумана для Калужского филиала и в Москве.
В профильном министерстве понимают, что цифровизация нисколько не противоречит развитию университетских имущественных комплексов. Это убеждает в том, что Окно Овертона (технология поступательного массового внедрения в умы первоначально отторгаемых идей) по поводу гибели университетов наконец-то будет закрыто.
Прошедший 14-15 апреля IX Digital Forum РБК подтвердил, что даже авторитетные представители EduTech не рассматривают всерьёз и в отдалённом будущем возможность подготовки качественного специалиста высшей квалификации без участия вузов. В рамках форума состоялась панельная дискуссия под привычным уже названием «Новая эра образования: мир знаний без университетов?». Вместо того чтобы сталкивать вузы и интернет-платформы на образовательном рынке участники дискуссии предложили сразу несколько возможных сценариев перспективного симбиоза.
Директор по продукту просветительского портала «Теории и практики» Наталья Моисеенкова привела в пример существенную проблему, общую для многочисленных онлайн-курсов подготовки по такой популярной сегодня специальности как Data Science. Как правило, этим образовательным продуктам очень не хватает блока глубоких знаний в области статистики. А ими в полной мере обладают университеты, готовящие маловостребованных сегодня специалистов по экономике. Налицо хороший повод для сотрудничества на стыке наук.
Другой пример привёл уже упомянутый Андрей Иванов. Он описал ситуацию, когда университетские преподаватели, глубоко разрабатывая ту или иную узкую научную тему, подготовили прекрасный курс, которым в их учебном заведении заинтересовался только один студент. Подтягивать к нему других учащихся было нецелесообразно, поскольку направление действительно достаточно узкое. Но, тем не менее, важное. Решение проблемы пришло из сферы EduTech. С помощью онлайн-технологий удалось собрать группу заинтересованных студентов со всей страны из 20-ти человек.
Конечно, с конвергенцией университетов и EduTech не всё так просто. Мешает и забюрократизированность университетов, и мотивация EduTech соорудить наспех малозатратные курсы, чтобы сохранить маржинальность. В конце концов, тормозом может стать ограниченность спроса на высококвалифицированных специалистов.
Подзабытая сегодня идея создания 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест с точки зрения обеспечения кадрами теоретически может быть решена средним специальным образованием с подключением тех же онлайн-курсов. Коллаборация вуза и EduTech готовит специалистов принципиально более высокого уровня. Но сколько университетов понадобится экономике через пять-десять лет, чтобы удовлетворить потребность в персонале такого рода в условиях сокращения рабочих мест в наукоёмких отраслях?