Перейти к основному содержанию

Новый мировой тренд: подготовка суперпрофессионалов без участия вуза?

Подведение итогов 2020 года на российском рынке EduTech (цифровые образовательные технологии) стало поводом для очередного раунда споров на тему о возможной смерти классических университетов. Выручка ТОП-60 компаний-лидеров этого рынка выросла более чем вдвое. Средняя маржинальность интернет-платформ с онлайн-курсами по востребованным профессиям составляет сегодня от 40 до 60 процентов, по данным ED2 EdTech Accelerator. Таких показателей, нет сегодня, пожалуй, даже у таких бенефициаров коронакризиса как предприятия доставки, логистики и электронной коммерции.

Сравнение государственных университетов с компаниями EduTech с точки зрения финансовой эффективности, безусловно, сложится в пользу последних. Университеты глубоко дотационны. По сводным данным Минобрнауки, внебюджетные доходы, включая оплату учёбы и корпоративное финансирование научных исследований, не покрывают и половины совокупных расходов государственных вузов. Но их плановая убыточность ни в коей мере не может свидетельствовать о неэффективности. Задача университетов не в том, чтобы заработать как можно больше денег, а в удовлетворении кадровых потребностей экономики.

В той же логике можно сравнивать и обучающие онлайн-курсы с очными университетскими занятиями. Первые, безусловно, выигрывают с точки зрения себестоимости. Но работодатели не спешат смещать приоритет с выпускников топовых университетов на слушателей даже самых продвинутых курсов. Как дополнение к престижному диплому они конечно хороши, но не более.

академическая шапочка
© pixabay.com

«В требованиях при найме сотрудников, как правило, сохраняется приоритет высшего образования как такового. В том числе в ИТ-компаниях. Потому что существует высокая корреляция между отсутствием высшего образования у соискателя и будущими проблемами с этим сотрудником» - считает старший вице-президент международной ИТ-компании JetBrains Андрей Иванов.

Если даже в известной своим нонконформизмом интернет-сфере наличие университетского диплома всё еще оказывает решающее влияние на трудоустройство, то разговоры о «смерти» классических вузов можно отнести к разряду маргинальных.

Остаётся вопрос об их возможном переходе на «территорию противника», то есть адаптации технологий удалённого образования к своему учебному процессу. С точки зрения вульгарной экономики это позволило бы снизить затраты, а значит повысить рентабельность. К тому же принятые недавно поправки в Закон «Об образовании», касающиеся согласования негосударственной просветительской деятельности, могут дать государственным вузам дополнительные преимущества на образовательном рынке.

К счастью, университеты не спешат уходить в онлайн, поскольку такой формат предполагает совершенно иное отношение к студентам. В EduTech слушатели курсов - это потребители платных услуг. В университетах – участники профессионального сообщества. Два совершенно разных подхода.

Возьмём для примера отрасль экономики, в которой наиболее динамично идет процесс перевода клиентов в онлайн – банковский бизнес. Опасаясь экспансии ИТ-компаний в финансовый сектор, банки сами начали активно вторгаться в сферу компетенции Финтеха. В частности, расширять интернет-банкинг, безлюдные офисы обслуживания.

Missing материал.

С клиентами они предпочитают общаться дистанционно. Однако при этом не спешат переводить сотрудников на надомную работу. Как не делают этого и ИТ-компании. Именно представители двух этих сегментов экономики формируют сегодня почти половину совокупного спроса на офисную недвижимость. Например, в Москве, по данным 2020 года от компании Colliers international, на банки приходится 29% сделок по покупке офисов, а на ИТ-сферу 15%. Несмотря на все прелести домашней работы, даже отечественные программисты предпочитают совместный труд в специально обустроенном для этого пространстве с подходящей атмосферой и возможностью личного общения.

Вполне логично, что, воспринимая студентов как часть профессионального сообщества, а не просто потребителей услуг, университеты вслед за банками и ИТ-компаниями пытаются создать наиболее комфортные условия для развития в пределах своих кампусов. Курс на усиление вузовской науки еще более способствует тому, чтобы не превращать студентов и преподавателей в покупателей и продавцов.

Тем не менее, снова и снова находятся кассандры, пророчествующие о скором опустении вузовских зданий. К счастью, Минобрнауки не особенно прислушивается к этим голосам. В начале апреля оно анонсировало масштабную программу строительства университетских кампусов. В ближайшие 4 года планируется построить 36 объектов. Объём финансирования – 36 миллиардов рублей. Уже в следующем году начнётся строительство учебного кампуса Новосибирского госуниверситета на территории Академгородка, а также двух крупных проектов МГТУ имени Баумана для Калужского филиала и в Москве.

кампус
© minobrnauki.gov.ru

В профильном министерстве понимают, что цифровизация нисколько не противоречит развитию университетских имущественных комплексов. Это убеждает в том, что Окно Овертона (технология поступательного массового внедрения в умы первоначально отторгаемых идей) по поводу гибели университетов наконец-то будет закрыто.

Прошедший 14-15 апреля IX Digital Forum РБК подтвердил, что даже авторитетные представители EduTech не рассматривают всерьёз и в отдалённом будущем возможность подготовки качественного специалиста высшей квалификации без участия вузов. В рамках форума состоялась панельная дискуссия под привычным уже названием «Новая эра образования: мир знаний без университетов?». Вместо того чтобы сталкивать вузы и интернет-платформы на образовательном рынке участники дискуссии предложили сразу несколько возможных сценариев перспективного симбиоза.

Директор по продукту просветительского портала «Теории и практики» Наталья Моисеенкова привела в пример существенную проблему, общую для многочисленных онлайн-курсов подготовки по такой популярной сегодня специальности как Data Science. Как правило, этим образовательным продуктам очень не хватает блока глубоких знаний в области статистики. А ими в полной мере обладают университеты, готовящие маловостребованных сегодня специалистов по экономике. Налицо хороший повод для сотрудничества на стыке наук.

программист
© pixabay.com

Другой пример привёл уже упомянутый Андрей Иванов. Он описал ситуацию, когда университетские преподаватели, глубоко разрабатывая ту или иную узкую научную тему, подготовили прекрасный курс, которым в их учебном заведении заинтересовался только один студент. Подтягивать к нему других учащихся было нецелесообразно, поскольку направление действительно достаточно узкое. Но, тем не менее, важное. Решение проблемы пришло из сферы EduTech. С помощью онлайн-технологий удалось собрать группу заинтересованных студентов со всей страны из 20-ти человек.

Конечно, с конвергенцией университетов и EduTech не всё так просто. Мешает и забюрократизированность университетов, и мотивация EduTech соорудить наспех малозатратные курсы, чтобы сохранить маржинальность. В конце концов, тормозом может стать ограниченность спроса на высококвалифицированных специалистов.

Подзабытая сегодня идея создания 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест с точки зрения обеспечения кадрами теоретически может быть решена средним специальным образованием с подключением тех же онлайн-курсов. Коллаборация вуза и EduTech готовит специалистов принципиально более высокого уровня. Но сколько университетов понадобится экономике через пять-десять лет, чтобы удовлетворить потребность в персонале такого рода в условиях сокращения рабочих мест в наукоёмких отраслях?