Санкт-ПетербургСолнечно+21°C
$ЦБ:73,77ЦБ:86,85OPEC:72,09

На Западе усомнились в скорой EV-революции

электрозаправка
© pixabay.com

В следующем году в США стартуют продажи пикапа на электрической тяге F-150 Lightning. Уже известно, что он станет одним из самых мощных в мире электрокаров, причём в отличие от GMC Hummer, который стоит свыше 100 тысяч долларов, - вполне доступным для представителей среднего класса. Сочетание таких, казалось бы, нестыкующихся между собой факторов даже вдохновило Акшата Рати из Bloomberg заявить, что «каждый экземпляр «Молнии» навсегда уничтожает более 50 баррелей спроса на нефть».

Ничего нового в подобных декларациях, конечно же, нет. Достаточно вспомнить о том, что несколько лет назад экономист Стэнфордского университета Тони Себу без тени сомнения утверждал, что «EV-революция уничтожит мировую нефтяную промышленность уже к 2030 году». Пока, прямо скажем, этот прогноз не спешит сбываться.

Тем не менее, новый электрический Ford действительно крут. Он создан на основе легендарного F-150, мощность двух его электромоторов составляет 570 лошадиных сил, разгон до 100 км/ч занимает чуть более 4 секунд, а минимальный запас хода достигает 370 километров. Но самое главное – он оснащён дополнительной батареей, которая может стать источником энергии для жилого дома в том случае, если в округе отключат свет. После февральских блэкаутов, которые оставили без тепла и электричества миллионы домов в Техасе, это особенно актуально. Как заверяют производители, аккумулятора Lightning хватит на то, чтобы средний коттедж мог нормально функционировать в течение трёх дней.

электромобиль
© ford.com

Цена машины, по крайней мере, для потребителей в США, будет вполне приемлемой. Базовая версия стоит чуть менее 40 тысяч долларов, то есть без малого три миллиона рублей. За среднюю комплектацию придётся заплатить несколько дороже - $53 тысячи (3,9 млн в отечественной валюте). По сравнению с GMC Hummer EV за $112 ,5 тысяч, это, прямо скажем, немного.

Правда, есть одно «но». За установку домашней интеграционной системы пользователям придётся доплатить. Сколько именно не уточняется, зато, как подчеркнул руководитель отдела энергетических услуг Ford Райан О'Горман, «такой девайс позволит подключать интеллектуальное резервное питание автоматически». В том случае, конечно, если «Молния» стоит на подзарядке. Более того, после восстановления централизованной подачи электроэнергии в здание, батарея пикапа вновь начнёт заряжаться. Никаких дополнительных манипуляций для этого его владельцам делать будет не нужно.

В 2020 году глобальные продажи электрокаров (с учётом гибридов) возросли на 39%, до 3,1 млн единиц, что можно назвать весьма впечатляющим результатом. Ведь мировой рынок легковых автомобилей в целом сократился из-за пандемии на 14%. Можно предположить, что с началом реализации F-150 Lightning интерес к «машинам будущего» возрастёт ещё больше.

электромобиль
© ford.com

Акшат Рати из Bloomberg подсчитал, что каждый аналог «Молнии» с двигателем внутреннего сгорания – будь то пикап или лёгкий грузовик - ежегодно потребляет около 2000 галлонов сырой нефти, то есть порядка 50 баррелей. Это значит, что любой гражданин, который придёт в автосалон и купит «новинку», поспособствует безвозвратному снижению спроса на чёрное золото. Причём, его сокращение будет обратно пропорциональным последней цифре.

Такой же логикой руководствуются и эксперты IHS Markit, которые заявляют, что в прошлом году электромобили и электрические городские автобусы в совокупности вытеснили с рынка около 370 тысяч баррелей в день. Этот показатель, по их мнению, возрастёт к 2025 году до 1,5 миллиона бочек в сутки, что составляет примерно 1,4% от прогнозного уровня общемирового спроса на нефть.

Единственное, что остаётся не вполне понятным после знакомства со всеми этими исследованиями: каким именно образом будет производиться электроэнергия для прогрессирующего парка электромобилей. И сумеют ли вообще национальные правительства, в том числе и Вашингтон, обеспечить необходимые объёмы генерации. Ведь абсолютно ясно, что чем больше на дорогах становится машин с электроприводом, тем больше тока им требуется для подзарядки.

Взять, например, Китай, где продажи электромобилей составляют около половины от общемировых. И, само собой, провоцируют постоянный подъём уровня энергопотребления. Так вот, в 2020 году он увеличился на 4%, до 7623 ТВт*ч. Возобновляемые источники сумели удовлетворить лишь треть этого прироста. А ТЭС покрыли почти половину, причём по большей части речь идёт об электростанциях, где в качестве первичного источника энергии используется уголь. Как известно, эмиссия загрязняющих веществ при его сжигании больше, чем при работе двигателя внутреннего сгорания.

ТЭС
© pixabay.com

То есть владельцы электрокаров, особенно, если речь идёт о развивающихся странах, вовсе не способствуют декарбонизации. А лишь переносят выбросы из своих выхлопных труб куда-нибудь за город или на окраину, где работают ТЭС. И если в мегаполисах в случае ускорения EV-революции воздух действительно может стать немного чище, то к снижению загрязнения природы СО2 и другими загрязняющими веществами в глобальном масштабе, это точно не приведёт. Да и существенно сократить потребление нефти тоже не позволит.

«В перспективе электромобили, конечно, могут вытеснить с глобального рынка значительную часть жидкого топлива. Но на данный момент это возможно лишь в постиндустриальных государствах, которые обладают развитыми экономиками. В то же время рост потребления нефти в других регионах планеты продолжится», - приводит портал Oilprice.com мнение главного экономиста Американского института нефти Дина Формана.

По данным Bloomberg New Energy Finance (BNEF), из каждых ста автомобилей, проданных по всему миру в прошлом году, лишь 2,7 были электрокарами (или гибридами). Согласно прогнозам, к 2030 году их доля возрастёт до 8%, а к 2040-му может достичь 31%. Однако в свете всего вышесказанного это не вселяет совершенно никакого оптимизма.

Подписывайтесь на наши каналы:Google NewsGoogle НовостиYandex NewsЯндекс НовостиYandex ZenЯндекс Дзен