Перейти к основному содержанию

Какой металл станет самым востребованным через 7 лет

Норильский никель
© Форпост Северо-Запад / nornickel.ru

Министерство энергетики США назвало ресурс, который с большой долей вероятности уже в недалёком будущем получит статус одного из наиболее значимых для человечества. Самое интересное, что его нет ни в американском списке стратегического сырья, ни даже в реестре «наиболее важных металлов». Однако, как считают многие эксперты, постепенная трансформация глобального технологического уклада неизбежно внесёт коррективы в эти документы.

Перечень стратегически значимого сырья был утверждён в России ещё в 2012 году. В него вошли нефть и нефтепродукты, уголь, природный газ, некоторые руды, драгоценные и полудрагоценные камни, а также янтарь. Последняя позиция чуть менее очевидна, хотя золотистая ископаемая смола используется не только для изготовления украшений, но также для нужд парфюмерной, фармацевтической и лакокрасочной промышленности. Вероятно, именно этим и объясняется столь высокая степень её ценности для нашей страны.

Подобные каталоги, естественно, существуют и в других государствах. Помимо углеводородов и металлов, чья незаменимость для цивилизации доказана веками, в них также фигурируют элементы, ставшие востребованными сравнительно недавно. Например, литий и кобальт, которые необходимы для производства аккумуляторов. В связи с ростом мирового парка электромобилей темпы их потребления становятся всё выше.

Missing материал.

Но могут ли производители удовлетворить постоянно растущий спрос? Судя по ценам, ответ на этот вопрос, скорее, отрицательный. Например, пять лет назад тонну кобальта можно было купить на Лондонской бирже примерно за 20 тысяч долларов, а весной 2018-го на волне оптимизма по поводу скорой EV-революции - уже за 94 тысячи. Потом, правда, котировки скорректировались, пандемия уронила их к минимальным значениям, но минувшей зимой металл вновь начал дорожать, как, впрочем, и многие другие минеральные ресурсы. Его стоимость в последние месяцы колеблется в районе 42-52 тысяч.

Самое печальное, что около 60% всего кобальта, который добывается в мире, родом из Конго. При такой конъюнктуре риски дефицита сырья, а значит и лавинообразного роста цен на него гораздо выше, чем в случае более диверсифицированных поставок. Тем более что уровень продуктивности профильных предприятий в Республике оставляет желать лучшего. Там преобладает кустарная добыча, руководство рудников практически не уделяет внимания вопросам безопасности труда, а в качестве чернорабочих зачастую использует детей, вплоть до младшего школьного возраста.

Missing материал.

Именно поэтому учёные и инженеры во многих странах мира работают над тем, чтобы существенно сократить долю кобальта в батареях для электромобилей или вовсе заменить его эффективным аналогом. Судя по всему, ставка сделана на никель. По крайней мере, именно так считают в Министерстве энергетики США (DOE), где назвали этот элемент «наиболее важным для обеспечения стабильности производства аккумуляторов в краткосрочной и среднесрочной перспективе». И рекомендовали Правительству рассмотреть вопрос о создании новых добывающих мощностей и обогатительных комбинатов внутри страны.

Ничего революционного в таком предложении на самом деле нет. Серебристо-белый металл и прежде использовался в процессе изготовления батарей для электрокаров. А в прошлом году Tesla представила новые катоды с гораздо более высоким содержанием этого элемента. Они полностью исключают потребность в кобальте, который, кроме всего прочего, ещё и токсичен. Но готова ли промышленность к резкому росту спроса на никель?

Сегодня Соединённые Штаты зависят от его импорта на 68%. Однако большая часть поставок из-за границы приходит из так называемых дружественных государств - Канады, Австралии, Норвегии и Финляндии. Единственная действующая американская шахта (Eagle) расположена в Мичигане, но она находится на завершающем этапе эксплуатации и должна быть закрыта в 2025 году.

Missing материал.

«Именно спрос на никель, вероятно, будет расти наиболее бурными темпами в ближайшие годы. В то же время существуют все признаки того, что в ближайшие 3-7 лет в США может возникнуть острый дефицит высокосортного никеля», - приводит портал Mining.com цитату из доклада Минэнерго.

Его представители поставили цепочке снабжения американской промышленности кобальтом самую низкую оценку «качества» по сравнению с прочим сырьём, необходимым для производства машин на электрической тяге. Чиновники заявили, что «краткосрочные риски могут быть частично смягчены только за счёт сочетания таких факторов, как поиск и разработка новых крупных месторождений никеля на территории Соединённых Штатов, утилизация отходов, содержащих этот элемент, а также работа со странами-союзниками.

Судя по всему, в их перечень не войдёт Индонезия. А ведь там наблюдается настоящий «никелевый» бум. Добыча по итогам первого квартала выросла в полтора раза, а Президент Джоко Видодо даже официально пригласил Илона Маска инвестировать в профильную промышленность. Плюс пообещал выделить землю для строительства космодрома, с которого могли бы взлетать SpaceX (близость стартовой площадки к экватору делает их полёты более рентабельными). То есть уровень доверия, казалось бы, колоссальный.

Но не всё так просто. Как отметили в DOE, «на этом рынке доминируют китайские игроки», а значит, вряд ли следует надеяться на создание благоприятных условий для работы их американских конкурентов. Кроме того, существенная интеграция индонезийской экономики с бизнесом из Поднебесной означает, что «Соединённые Штаты рискуют лишиться в будущем контроля цепочки поставок важнейшего ресурса». И отдать эту прерогативу КНР, как в случае с некоторыми другими полезными ископаемыми. Именно этим и объясняется столь пристальное внимание к необходимости разработать стратегию в отношении высокосортного никеля. Начать предлагается с создания завода по его переработке на территории США.