Перейти к основному содержанию

Эксперты выяснили, кто виноват в высоких ценах на уголь

Глава РЖД Олег Белозёров на совещании Владимира Путина с членами Правительства РФ предложил построить новую магистраль, параллельную БАМу и Транссибу. Она необходима для экспорта якутского угля, объёмы которого уже сейчас составляют 9-10 железнодорожных составов ежесуточно, а вскоре должны в разы возрасти. Но будет ли спрос на ресурс, к которому давно приклеен ярлык «пещерного топлива»?

Долгое время разработка Эльгинского месторождения – самого крупного в нашей стране - сдерживалась из-за отсутствия транспортной инфраструктуры. Однако строительство 340-километровой ветки до станции Улак на БАМе позволило начать его эксплуатацию. В 2018 году там было добыто почти 5 млн тонн чёрного золота, в 2020-м - уже 7 млн, а в нынешнем в связи с вводом в строй новых мощностей и увеличением пропускной способности железнодорожных путей планируется увеличить эту цифру до 18 млн.

В будущее недропользователь – компания «Эльгауголь» - смотрит очень оптимистично. По крайней мере, уже в 2023 году она собирается произвести 45 млн тонн продукции, то есть более 10% от общероссийских показателей. В то же время, очевидно, что вывезти весь этот объём по существующей линии практически невозможно. Именно поэтому и появилось предложение о строительстве отдельной магистрали до Тихого океана.

Другое дело, не поздновато ли? Ведь пока идёт укладка рельсов и шпал, самое грязное ископаемое топливо, которому давно прочат «скорую смерть», вполне может стать гораздо менее востребованным и значительно подешеветь. Пока, правда, такое развитие событий ничто не предвещает. Цены на уголь и в Азии, и в Европе продолжают безудержный рост и находятся на многолетних максимумах.

Missing материал.

Многие эксперты винят в сложившемся положении дел Китай, а точнее – неофициальный запрет со стороны властей Поднебесной на импорт сырья из Австралии. Это привело к тому, что его объёмы упали с 7-8 миллионов тонн в месяц почти до нуля. В качестве альтернативных партнёров были выбраны Россия и Индонезия, которые увеличили поставки в КНР и, как следствие, несколько снизили предложение на других рынках. Это стало причиной формирования мощного восходящего тренда, переломить который не позволяют другие негативные факторы. В частности, сокращение экспорта из ЮАР и Колумбии.

Котировки низкосортного индонезийского угля с энергетической ценностью 4200 килокалорий на килограмм, по оценке агентства Argus, выросли с минимумов 2021 года почти на три четверти, а именно - с 36,8 долларов за тонну до 64-х. Более качественный ресурс, естественно, стоит гораздо дороже. В июле Джакарта установила его базовую цену на уровне $115,35, хотя месяцем ранее она была гораздо ниже - $100,3. Такой конъюнктуры, согласно данным Refinitiv, не было с мая 2011-го.

«Внутренние мощности по добыче в Китае продолжают сокращаться, в то время как производство электроэнергии, напротив, растёт. Это ведёт к повышению спроса на импорт. Он также увеличивается со стороны других потребителей, в частности, со стороны Японии и Южной Кореи. Само собой, это ведёт к росту мировых цен на топливо», - приводит журнал Mining.com мнение представителя министерства энергетики и минеральных ресурсов Индонезии Агунга Прибада.

Missing материал.

Аналитики Kpler уточняют, что Китай в июне импортировал из азиатской Республики 18,36 млн тонн энергетического угля. Их коллеги из Refinitiv, оперируют более скромной цифрой и утверждают, что она составляет 14,96 млн тонн. Тем не менее, и тот, и другой вариант означает, что это второй показатель за всю историю. Больше Джакарта отгрузила в адрес КНР лишь в январе 2017-го - 25,64 млн. Общий объём поставок в Поднебесную из всех государств достиг в прошлом месяце 31,55 млн тонн, по данным Kpler, и 25,21 млн тонн, по данным Refinitiv.

«В целом, очевидно, что нынешний рост цен на уголь спровоцирован Китаем: возросший спрос с его стороны ограничивает поставки индонезийского угля на глобальный рынок», - пишет Кеннет Максвелл из Mining.com.

Скажем прямо, в этом утверждении есть определённая доля лукавства. Ведь Австралия уже сумела трансформировать логистику и найти новых клиентов. Так что её премьер-министр Скотт Моррисон может сильно не жалеть о том, что призывал начать международное расследование происхождения COVID-19, направленное против КНР, после чего Пекин и ввёл эмбарго. На прошлой неделе тонна эталонного высококачественного теплового угля с энергетической ценностью 6000 ккал/кг в порту Ньюкасла продавалась за 135,6 долларов, что является самым высоким показателем за последние 10 лет. И более чем на 100% превышает уровень, который фиксировался два месяца назад.

Этот сорт также активно покупают Япония, Южная Корея и Тайвань, которые хоть и уступают ведущим азиатским экспортёрам - Китаю и Индии, тем не менее, согласно данным Kpler, импортировали в июне 14,77 миллиона тонн всех видов угля с Зелёного континента. Год назад они приобрели значительно меньше – только 12,46 млн.

Missing материал.

Впрочем, настоящим спасителем австралийских шахтёров стала Индия, которая в прошлом месяце купила у них рекордные 7,52 миллиона тонн (для сравнения: в мае - 6,61 млн, а в июне 2020-го - лишь 2,04 млн). Нью-Дели, как правило, приобретает ресурс промежуточного качества (5500 ккал/кг), который продаётся со значительной скидкой по сравнению с эталонным - примерно на 42% дешевле.

Таким образом, эксперты, называющие Китай главным виновником повышательного тренда, не вполне объективны. Ведь спрос на него растёт не только в КНР, но и в той же Индии. Да и другие страны, несмотря на постоянные обещания отказаться от ископаемого топлива, не спешат реализовывать их на деле. Оно и понятно, для многих государств, которые живут в условиях энергетической бедности, но вынуждены постоянно увеличивать объём выработки электроэнергии, это единственный способ обеспечить экономическое развитие.

Сбить цены можно лишь одним способом – увеличить инвестиции в отрасль и нарастить добычу. Но как же экология, спросите Вы? Ответ очевиден. Зелёная повестка, которая сегодня состоит исключительно из лозунгов о необходимости строить как можно больше солнечных электростанций и ветропарков, должна стать значительно шире. В неё необходимо включить пункт об обязательном внедрении на объектах угольной энергетики эффективных технологий улавливания загрязняющих веществ. В противном случае, потребление чёрного золота, которое к середине столетия, скорее всего, не только не уменьшится, а даже возрастёт, продолжит наносить экосистемам существенный вред.