В текущем году в старейшем высшем техническом учебном заведении России создано шесть новых научных центров. Перед их сотрудниками поставлена задача поднять уровень фундаментальных исследований на новую высоту. «Форпост» решил выяснить, сколь значительными оказались структурные изменения в работе учёных петербургского вуза и какими конкретно проектами они сегодня занимаются.
Основная идея, которая легла в основу нынешней конфигурации, – необходимость разделить научный и образовательный процессы, но сохранить при этом возможность для привлечения к изысканиям талантливой молодёжи. При каждой кафедре, само собой, остаются хорошо оснащённые лаборатории, где, как и прежде, занимаются студенты. Однако наиболее ценные приборы теперь сосредоточены в новых Центрах, там же трудятся ведущие учёные.
«Наука - это эксперимент, выполненный с высокой достоверностью и качеством измерений. Его следствием становится результат - статья, диссертация, открытие. Естественно, для того чтобы его достичь, необходим базис, позволяющий вести исследования. Таким базисом и являются научные центры, где сконцентрировано самое современное оборудование и формируется соответствующая среда доверия. Их в университете сейчас пять», - рассказал ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко.
Теперь учёные могут не беспокоиться о том, что необходимые им приборы в самый неподходящий момент окажутся востребованными в ходе учебного процесса, не имеющего отношения к их конкретным исследованиям. Ведь такая ситуация может значительно растянуть их сроки. Например, каждый эксперимент в реакторе для замедленного коксования длится не менее 12 часов. Само собой, в случае задержки с доступом к этому аппарату он автоматически переносится на завтра, что зачастую является неприемлемым. Тем не менее, возможность поработать на оборудовании, установленном в новых Центрах, существует у всех, поскольку это открытые площадки.
«Задача всех созданных Центров - вовлечь в научный процесс штатных научных сотрудников профильных подразделений, то есть всех учёных. А уже их задача – мобилизовать всех преподавателей, которые занимаются схожей тематикой, потому что преподаватели, не принимающие участия в научных экспериментах, не могут иметь высокую профессиональную компетенцию. А без этой компетенции они не могут быть штатными преподавателями. Эти центры также должны, как магнит притягивать аспирантов и молодых исследователей из числа студентов», - пояснил Владимир Литвиненко.
По мнению директора Научного центра «Проблем переработки минеральных и техногенных ресурсов» Игоря Пягая, благодаря новому формату научной работы, её КПД значительно возрос, в том числе, за счёт повышения эффективности использования аппаратуры. Ещё один немаловажный фактор – чёткое разделение инфраструктуры на техническую и аналитическую части, в связи с чем учёные, которые проводят эксперименты, не пересекаются с теми, кто интерпретирует уже полученные данные. Это происходит в разных помещениях и позволяет каждому сконцентрироваться на решении стоящей перед ним задачи.
«Очень важно было организовать удобные рабочие места, соответствующие современным стандартам, оснастить лаборатории функциональной немецкой мебелью, подходящей для научных исследований. Нам это удалось, у сотрудников теперь гораздо реже возникает необходимость перемещаться из одного пространства в другое, что, конечно, экономит время. Всё необходимое для проведения исследований находится рядом с ними. Это и высокоточные микроскопы, и розетки, число которых значительно возросло, благодаря новым электрическим щиткам; и посуда, хранящаяся на расстоянии вытянутой руки в специальных нишах или на полках. Проточно-вытяжная вентиляция, внутренняя канализация для сбора жидких отходов, оборудование для экстренного оказания помощи в случае ЧП - душевые установки для промывки глаз и кожи, санитайзеры… Всё это может показаться мелочами, но всё это формирует среду, необходимую для успешных исследований, получения новых фундаментальных знаний и их дальнейшего внедрения на производстве», - подчеркнул Игорь Пягай.
Он уточняет, что создать подобный Центр с нуля всего лишь за 3 месяца, конечно, было бы невозможно. Однако помогла богатая научная и технологическая база, существовавшая в университете, поддержка и полноценное доверие со стороны ректора, а также инвестиции фирм-партнёров, заинтересованных в интенсификации сотрудничества с петербургским вузом в области переработки сырья. Речь, прежде всего, о «ФосАгро» и омском «Титане», стратегии развития которых были разработаны именно учёными Горного.
Бизнес полностью поддержал идею Владимира Литвиненко о переходе на новый формат научной работы, точно также как и учёные. Например, исполнительный директор Центра Вячеслав Рудко рассказал, что защитил кандидатскую диссертацию совсем недавно, лишь два года назад. Затем работал на кафедре химических технологий и переработки энергоносителей. В его задачу помимо научных изысканий входило также проведение лабораторных и практических занятий со студентами бакалавриата. Подготовка к ним и сами учебные часы, естественно, занимали довольно много времени.
«Складывалась такая ситуация, что я не мог полноценно сосредоточиться ни на науке, ни на учебной деятельности. Да и приборы, необходимые для исследований, были двойного назначения – ими пользовались и учёные, и студенты. Поэтому создание научных центров, штатные сотрудники которых освобождены от преподавания, – это очень важный шаг. Тем более что работа с молодёжью продолжается – в наши научные коллективы входят не только аспиранты или магистранты, но даже представители бакалавриата. Ведь кто-то из них может стать новым Губкиным или Обуховым», - говорит Вячеслав Рудко.
Игорь Пягай уточняет, что в данный момент в Центре работают пятеро студентов с кафедры физической химии, четверо – с кафедры металлургии, ещё семеро – с кафедры химических технологий и переработки энергоносителей и трое - с кафедры автоматизации технологических процессов и производств. Это необходимо для того чтобы «перспективные ребята обогащали лекционный материал за счёт участия в научных экспериментах, могли собственными глазами увидеть и понять, какие изменения в параметрах того или иного вещества приводят к возникновению ожидаемой или, напротив, неожиданной реакции».
Число аспирантов, которые ведут исследования в Центре «Проблем переработки минеральных и техногенных ресурсов», само собой, гораздо больше. Ведь аспирантура – это вовсе не очередная ступень образования, как многие ошибочно полагают, а начальный этап самостоятельной научной деятельности. В связи с этим молодые люди, поступившие в неё, получают не только стипендию, но и оклад, оформляясь в штат на соответствующие должности. Их заработная плата может доходить до 60 тысяч рублей.
Чему посвящены изыскания, которые проходят в рамках проектов по государственному заданию, грантов Российского научного фонда или хоздоговоров о сотрудничестве с частными заказчиками? Например, получению новых знаний и созданию на их основе прорывных технологий в сфере разработки катализаторов, необходимых для синтеза различных материалов. Ещё одно важное направление – присадки для топлива, позволяющие минимизировать ущерб окружающей среде при выбросах из выхлопных труб автомобилей. Сегодня они провоцируют в городах до 70% всей эмиссии загрязняющих веществ, и если сократить этот показатель хотя бы вдвое, эффект окажется весьма ощутимым. Третий вектор – разработка компонентов для биодизеля, который в отличие от привычного топлива производится не из нефти, а из растительного масла. Впрочем, наиболее перспективной, а, главное, крайне необходимой для отечественной экономики научной работой, Игорь Пягай считает изыскания в области получения игольчатого кокса.
«Глубина переработки нефти в России на некоторых НПЗ составляет 65-67%, это очень мало. В западных странах данный показатель доходит до 97%, поскольку все заводы там оснащены реакторами для коксования. Они позволяют вовлечь в переработку тяжёлые фракции, остающиеся после первичной перегонки нефти. Наша задача – не только внедрить эту технологию, но и получить, благодаря ей, новые высокомаржинальные продукты. В частности, игольчатый кокс премиум-качества, необходимый для изготовления анодов и графитированных электродов. Из них, например, состоит литий-ионный аккумулятор. Стоимость игольчатого кокса в десятки раз выше, чем обычного. Но для того чтобы его произвести, нужно самым тщательным образом просчитать все параметры оборудования и определить качественные характеристики исходного сырья. Любая ошибка в расчётах может сказаться на свойствах конечного продукта и, как следствие, на его цене. Для того чтобы избежать подобного развития событий, необходимо провести огромное число экспериментов, связанных с разделением тяжёлых фракций и анализом полученного результата», - рассказал Игорь Пягай.
Реактор, на котором проходят профильные исследования, стоит порядка 5 миллионов рублей, причём это далеко не самая дорогостоящая аппаратура, которая имеется в распоряжении учёных. В целом же создание полноценного научного центра с учётом ремонтных работ, закупки специализированной мебели и всех необходимых приборов может достигать 2 миллиардов. Вложения в человеческий капитал также велики. Например, на обучение каждого аспиранта необходимо более 2 миллионов ежегодно.
Бюджетных средств, само собой, не хватает. Их недостаток восполняют жертвователи, то есть компании-партнёры, которые вкладывают средства в перспективную молодёжь. Такие корпорации как «ФосАгро», «Роснефть», «Газпром», Русская Медная Компания, «Титан», Caterpillar, Schneider Electric, Orica, Total участвуют в повышении качества научно-образовательной среды, созданной в Горном университете и, как следствие, в формировании наукоёмкой модели отечественной экономики. А это одна из ключевых задач стратегического развития России.