Кто открыл единственное в мире месторождение алмазов космического происхождения

масайтис
© Из личного архива

О Тунгусском метеорите, упавшем в Восточной Сибири в начале XX века, хорошо знает весь мир. Ему посвящены эпизод в «Секретных материалах», песня группы Metallica, многочисленные романы и даже компьютерная игра. Однако место падения гораздо более крупного небесного тела в СССР десятилетиями оставалось под грифом «совершенно секретно».

На территории земной поверхности обнаружено более 150 астроблем - ударных кратеров, появившихся в результате падения на планету метеоритов. Их диаметр варьируется от нескольких десятков метров до 300 км, а возраст наиболее древних образцов превосходит 2 млрд лет. И хотя впервые предположение об импактной природе углублений (от англ. impact — «столкновение», «удар») было выдвинуто около ста лет назад, изначально оно воспринималось как совершенно фантастическая гипотеза. Чаще всего происхождение округлых впадин объяснялось вулканическими процессами.

В 1960-х годах ряд ученых стали более активно заниматься ударной теорией образования кратеров. В России основоположником геологии, петрологии и минералогии импактных структур по праву считается Виктор Масайтис.

Виктор Людвигович родился в 1927 году в Ленинграде. Его родители перебрались в город на Неве из Литвы в 1914 году, спасаясь от немецкого вторжения. Юноша с блеском выдержал экзамены в Горный институт и поступил на геологоразведочный факультет. Еще в период студенчества он ездил в экспедиции на Алтай и в Казахстан, а после окончания обучения, в 1950 году, был направлен на работу в ВСЕГЕИ - ведущий НИИ в области регионального геологического изучения недр .

Именно в это время началось интенсивное изучение Сибирской платформы. После того, как были найдены первые алмазы на Вилюе, развернулись масштабные работы по поиску драгоценных камней. В середине прошлого века еще не было известно, ни в каких породах они могут встречаться, ни о наличии кимберлитовых трубок. Все, кто участвовал в тех разведочных маршрутах, были, по сути, пионерами.

Масайтис проработал в Восточной Сибири с 1950 по 1958 годы - уезжал туда каждый год на несколько месяцев, начиная с раннего лета. Молодой специалист занимался магматическими породами, траппами, поскольку предполагал, что они могут являться источниками алмазов в речных руслах. Тогда у геологов не было ни радиостанций, ни вертолетов, ни резиновых лодок. На карте миллионного масштаба на участках, где он осуществлял поиски, значилось: «Не исследовано». Приходилось, сверяясь с компасом, самостоятельно составлять абрис и рисовать излучины рек. «Первооткрыватели» сплавлялись на собственноручно сбитых плотах или гнали на упряжках с оленями, по ходу маршрута собирая образцы, описывая выходы пород и промывая шлихи.

Виктор Людвигович с коллегами составил первую карту прогноза алмазоносности многообещающего региона, на которой были обозначены наиболее перспективные участки нахождения кимберлитов. Они выделили и район современного Мирного, и Далдыно-Алакитский район, и Накынское поле. Карта была закончена в 1954 году. Ее сдали в геологические фонды в июне, а уже в августе Лариса Попугаева открыла первую трубку. Конечно, девушка не держала в руках саму карту, но в направлении поисков прогноз сыграл важнейшую роль.

Параллельно с полевой работой Масайтис защитил кандидатскую диссертацию, занимался изучением тектономагматической активности Юго-Восточной Азии и публиковался в крупных научных журналах. В 1958 году талантливого ученого, которому только исполнился 31 год, пригласили на должность главного геолога советско-корейской экспедиции в КНДР.

«Там мы вели поиски полезных ископаемых, составляли геологические карты. Экспедицией были открыты урановые месторождения, на базе которых Северная Корея начала создавать ядерное оружие», - вспоминал Виктор Людвигович.

Вернувшись в 1962 году на родину, Масайтис вновь стал заниматься исследованиями магматических пород в Сибири. При анализе геологических структур неясного происхождения Виктор Людвигович обратил внимание на Попигайскую круговую структуру на границе Красноярского края и Якутии. Объект диаметром 100 км и максимальной глубиной 200 м до этого момента считался остатками вулкана. В голове ученого возникло предположение – не образовалась ли эта впадина в результате падения на Землю и взрыва гигантского астероида. Уж очень кратер был похож на лунный… Летом 1970 года геолог отправился в экспедицию, чтобы проверить смелую теорию. Для этого пришлось пойти на определенную уловку. Министерство или НИИ не выделили бы финансирование на исследования, которые они относили скорее к научной фантастике. Поэтому молодой ученый в бумагах писал, что едет для составления геологической карты. Хитрость оправдала на себя на 100%!

попигай