Перейти к основному содержанию

Какую сферу университетской жизни Минобрнауки доверяет оценивать только самому себе

агрессивный пиар
© pixabay.com

Как известно, вузовские рейтинги нужны для того, чтобы помочь абитуриенту определиться с выбором своей альма-матер. Кроме того, они помогают управлять системой высшего образования. Минобрнауки России, например, обращается в работе к ведущим мировым табелям о рангах, таким как британские QS (от компании Quacquarelli Symonds), THE (от журнала Times Higher Education) или китайский ARWU (от Шанхайского Университета Цзяотун). Или к российским аналогам, например, «Три миссии университета».

Рейтинговые агентства ранжируют вузы по качеству образования, научной деятельности и иногда по общественной активности и влиянию. Однако есть одна достаточно узкая и специфическая сфера университетской жизни, которую Минобрнауки предпочитает оценивать самостоятельно, не доверяя никому. Вероятно, они считают это направление самым важным.

Речь идёт об оценке медийной активности подведомственных министерству образовательных учреждений. В середине октября вышла третья по счёту ежемесячная версия рейтинга. В первую пятёрку вошли Пермский госуниверситет, Дальневосточный федеральный университет, Российский экономический университет имени Плеханова, Уральский и Казанский (Приволжский) федеральные университеты.

Missing материал.

Обращает на себя внимание достаточно близкое совпадение со списком крупнейших вузов страны по количеству студентов. Например, в Уральском федеральном университете 57 тысяч учащихся, это в полтора раза больше, чем в МГУ. Случайность это или закономерность?

Минобрнауки оценивает университеты по трём категориям информационной коммуникации: в профессиональных средствах массовой информации, в соцсетях и через собственный сайт вуза. Понятно, что второй и третий параметры напрямую зависят от численности студенческого и преподавательского контингента. А частота упоминаний в СМИ у ведущих региональных вузов будет заведомо выше, чем у столичных. Поскольку на своих территориях у них меньше медийных конкурентов.

Хорошо, если в дополнение к этому университет промелькнёт и в федеральной повестке. Вот пример. Презентуя рейтинг 26 августа текущего года в рамках «Российской креативной недели», замглавы Минобрнауки Елена Дружинина упомянула, что нескольким вузам из ТОП-10 помог такой инфоповод, как смена ректора.

Вузам, которые не могут соперничать с федеральными университетами по количеству студентов, на презентации были предложены креативные рецепты успеха. В частности образцовым представлен кейс МИСиС. Для привлечения молодёжной аудитории сетей «Тик-Ток» и «Ютуб» они вступили в коллаборацию со скандально известным репером Моргенштерном.

Музыкант записал 44-секундный видеоролик, в котором сравнил науку с искусством. Хотя последнее, как известно, занимается несколько другим делом - представлением и преображением действительности посредством художественных образов. А завершён спич был таким обращением к учёным: «Ракеты стройте, пожалуйста, хочу клипы в космосе снимать».

Missing материал.

В этих словах вся суть новой реальности, с её поставленной впереди лошади телегой или хвостом, который виляет собакой. Процесс движения интеллекта от образования к науке и далее к инновациям в индустрии венчает сегодня ни что иное, как хайп (англ. hype – навязчивая реклама, рассчитанная на кратковременный эффект). Вот и получается, что университеты, заводы и пароходы воспринимаются как приложение к собственному цифровому следу.

В экономике это можно проиллюстрировать сопоставлением таких показателей как капитализация (общая рыночная стоимость акций предприятия) и чистые активы (стоимость всего ценного, что есть на балансе, за вычетом долгов). Пиар напрямую влияет на капитализацию, но реальную ценность кампании повышает лишь косвенно. Отсюда и различные управленческие стратегии. Случайный инвестор заинтересован в росте капитализации любой ценой, чтобы в пиковый момент зафиксировать прибыль, продав свой пакет акций. Акционер, радеющий за упрочение положения компании, год за годом укрепляет её чистые активы.

Преувеличенное внимание к легковесной медийной раскрутке – глобальная боль сегодняшнего дня. Достаточно вспомнить, что Оксфордский словарь английского языка объявил понятие post-truth (постправда) словом года в 2016-м. Оно обозначает ситуацию, когда объективные факты при формировании общественного мнения становятся менее значимыми, чем эмоции и личная убеждённость.

Кстати, претензии к рейтингу Минобрнауки могут быть связаны не только с опасностью подменить реальную науку показной. Есть вопросы и более частные – к методике ранжирования. Точнее к тем её положениям, которые рассекречены.

«Святой Грааль мы, конечно, никому не показываем, и эта информация будет скрыта до конца во избежание спекуляций и накруток» - сказала Елена Дружинина, презентуя рейтинг на «Креативной неделе».

В качестве примера методических огрехов возьмём одну из трёх рейтинговых категорий - «Масс-медиа». Согласно презентации, там оцениваются публикации не только в СМИ, но и на сайте и соцсетях Минобрнауки. Казалось бы, ничего страшного, хотя ни один социолог при проведении опроса не включит в число респондентов самого себя и своих родственников. Но опросы – это не «барское» дело. Для Минобрнауки интернет-метрики гораздо важнее.