Перейти к основному содержанию

Немцам не нужен дешёвый газ?

Ситуация вокруг «Северного потока-2» всё больше напоминает комедию. Федеральное сетевое агентство ФРГ, как известно, наложило временное вето на его ввод в эксплуатацию. Это решение было принято, несмотря на то, что котировки голубого топлива в ЕС, по-прежнему, находятся на астрономических высотах, и такие цены, вне всяких сомнений, угрожают энергобезопасности Старого света.

Возникает вопрос: а кому от этого хуже? «Газпрому»? Это вряд ли. Его финансовые показатели в полном порядке. Как сообщили в компании, за период с 1 января по 15 ноября, концерн добыл 445 млрд кубометров газа, на 15,2% больше, чем за тот же период годом ранее. Экспорт в страны дальнего зарубежья тоже растёт. В Германию и Италию, например, уже продано больше сырья, чем за весь 2020-й.

Казалось бы, очевидно: запуск «Северного потока-2» гораздо важнее для самих немцев. Это событие позволит им сбить спотовые цены и снизить финансовую нагрузку на предприятия и домохозяйства, вынужденные платить за электричество всё больше и больше. Как же в таком случае объяснить поведение властей, которые могут, но, судя по всему, не хотят дать зелёный свет столь нужному для страны проекту?

Missing материал.

На поверхности лежат, как минимум, две причины, каждой из которых может руководствоваться Федеральное сетевое агентство, вынося запретительное решение. Либо во главе этого ведомства стоят отъявленные русофобы, которые, как герой ленты «Мимино», «такую личную неприязнь испытывают» к «Газпрому», что «кушать не могут», либо всё дело в давлении из-за океана.

Последняя версия выглядит наиболее правдоподобной, учитывая ряд публикаций в американской прессе. Их общий смысл заключается в том, что Россия планирует коварно захватить весь европейский газовый рынок. К такому выводу журналисты из США пришли, «проанализировав» договорённости Москвы и Тегерана о совместной разработке месторождения Чалус в иранской части Каспийского моря.

Как пишет Oilprice.com, российский «Газпром» и «Транснефть» вместе будут владеть его 40-процентной долей, китайская CNPC и CNOOC - 28-процентной, а местная нефтегазовая компания Khazar Exploration and Production (KEPCO) - только 25-процентной.

«Помимо огромной геополитической ценности для России, которую несут дополнительные потоки газа, Кремль получит огромные финансовые выгоды от своего участия в этой сделке. Если средняя стоимость ресурса будет около 800 долларов США за 1000 кубометров, хотя сейчас она значительно выше, экспорт из Чалуса принесет Москве не менее 450 миллиардов долларов в течение 20-летнего срока действия договора», - подсчитал эксперт в сфере финансов Саймон Уоткинс.

Missing материал.

Его статья называется «Самый большой шаг России, который ей ещё предстоит сделать, чтобы взять под контроль европейский газовый рынок». То есть недвусмысленно намекает на что, что над жителями Старого света нависла колоссальная угроза. И если они не снизят потребление российского голубого топлива, пусть даже ценой перебоев с подачей электричества и тепла, то этот Дамоклов меч рано или поздно опустится на их плечи.

Но так ли это на самом деле? Сегодня дефицит предложения газа в ЕС огромен. Собственно, этим и вызваны те астрономические цены, которые уже третий месяц фиксируются на голландских и британских биржах. То есть, по сути, любой продавец, в том числе из Соединённых Штатов, может пригнать туда несколько танкеров и застолбить за собой долю на этом рынке, который будет динамично развиваться ещё, как минимум в течение нескольких десятилетий. Пожалуйста, спрос есть.

Другое дело, что американским производителям СПГ гораздо выгоднее направлять корабли в Азию, где тысяча кубометров газа стоит на несколько сотен долларов больше, чем в Евросоюзе. Ничего личного, просто бизнес. Небось, европейские партнёры не замёрзнут и не разорятся. Какой-никакой, а запас прочности у них, конечно же, есть.

При этом, отдавать лакомый кусок России Вашингтон тоже не хочет. Ведь завтра, послезавтра или через год, потребление в Китае, Индии, Японии и Южной Корее может снизиться, и тогда ЕС снова окажется востребованным в качестве покупателя. Понятно, что конкурировать с Россией, в том случае, если она запустит «Северный поток-2», будет заметно тяжелее. Значит, необходимо продолжать всеми правдами и неправдами тормозить этот проект.

Жизненная позиция собаки на сене, которая и сама не ест, и другим не даёт, в принципе понятна. Потом может пригодиться. Непонятно другое. Почему немцы играют по правилам, которые им совершенно невыгодны? Конечно, ответ на этот вопрос должен, в первую очередь, волновать не нас, а их самих. Ведь дело не только в энергетическом кризисе, который сейчас, после окончания строительства Северного потока-2», можно прекратить по щелчку пальцев, но и в кризисе доверия к представителям Германии, как к партнёрам, с которыми можно ввести дела. И вот это действительно очень печально.