Перейти к основному содержанию

Учёные Горного университета достигли Антарктиды

Антарктида
© Форпост Северо-Запад / На фото слева направо: Васильев, Шадрин (нижний ряд), Кадочников, Сербин, Большунов, Дмитриев, Игнатьев (верхний ряд)

Сейчас они находятся на прибрежной научной станции Прогресс. Вылет первой группы полярников на станцию Восток намечен на четверг, 23 декабря.

Двенадцатидневный переход Кейптаун-Антарктида, согласно планам 67-й Российской Антарктической экспедиции (РАЭ), должен был окончиться ориентировочно в 110 километрах от суши, в море Содружества. Однако, благодаря удачной ледовой обстановке, судну «Академик Фёдоров» удалось приблизиться к Белому континенту на 30 километров, после чего корабль встал в припайный лёд.

Антарктида
© Форпост Северо-Запад

Доставка людей и грузов на материк проводилась вертолётом К-32. Для этого потребовалось несколько рейсов. Как рассказал ведущий инженер Санкт-Петербургского горного университета Вячеслав Кадочников, учёных провожали их коллеги, которые держат курс на другие станции, а также «любопытные пингвины, которые целыми семействами подходили к борту корабля, забавно размахивая крыльями и что-то выкрикивая на своём языке».

Антарктида
© Форпост Северо-Запад

«Побережье Антарктиды в районе Прогресса напоминает поверхность Марса – местный рельеф формируют выветренные породы коричнево-оранжево-серого цвета. Растительность здесь полностью отсутствует. В совокупности с научно-исследовательским оборудованием и спутниковыми антеннами, защищенными сферическими корпусами от ветро-снеговой нагрузки, это придаёт окружающей местности футуристический вид, навевая мысли о будущей колонизации других планет», - поделился первыми впечатлениями Вячеслав Кадочников.

Антарктида
© Форпост Северо-Запад

Начальник станции Алексей Зыль провёл для новичков вводный инструктаж, разъяснив основные правила безопасности, после чего началась приёмка, сортировка и складирование продуктов, которые будут доставлены на Восток санно-гусенечным походом. Эти запасы необходимы для организации зимовки 67-й РАЭ и сезонных работ следующей экспедиции 2022/23 годов.

«Погода на Прогрессе солнечная, но сильно ветрено. В свободное от работ время мы можем выходить за территорию станции организованными группами. При себе нужно обязательно иметь комплект радиооборудования, чтобы в случае ЧП сообщить радистам и вызвать помощь. Во время одной из таких прогулок по побережью, навстречу нам прибежал пингвин Адели сантиметров 50 в высоту (нелетающая птица, один из самых распространённых видов пингвинов – ред.). Он с любопытством нас рассматривал и даже немного «поговорил» с нами. Позже мы повстречали взрослую трёхметровую самку тюленя и её детёныша, не более метра в длину. Согласно правилам поведения в Антарктиде, к тюленям с потомством запрещено подходить ближе 20 метров, однако и этого расстояния оказалось достаточно для того чтобы полюбоваться животными в их естественной среде обитания», - отметил аспирант Горного университета Дмитрий Васильев.

Антарктида
© Форпост Северо-Запад
Антарктида
© Форпост Северо-Запад
Антарктида
© Форпост Северо-Запад

Четверо из семерых учёных петербургского вуза участвуют в Антарктической экспедиции впервые. Для них всё в новинку – и суровые пейзажи Белого континента, и мощные шторма, через которые «Академик Фёдоров» шёл по Атлантическому океану, и тренировки вестибулярного аппарата, необходимые для того, чтобы легче переносить качку.

Антарктида
© Форпост Северо-Запад
Антарктида
© Форпост Северо-Запад

«Наши старшие коллеги переносили морскую болезнь довольно хорошо, всё-таки уже не первый раз перемещаются морским транспортом. Но нам действительно приходилось тренировать вестибулярный аппарат, - вспоминает перипетии перехода из Петербурга к станции Прогресс Вячеслав Кадочников. - Интересное наблюдение: на здоровье влияет только определенная частота колебания судна, и у всех людей она разная. Кому-то становится нехорошо при частых покачиваниях, а кому-то, наоборот, при затяжном качании, что связано с длиной волны и периодом колебаний. Однако через несколько дней все привыкают и чувствуют себя вполне сносно, правда больше хочется спать».

Ещё одним ярким воспоминанием стал выход из Атлантического океана в Индийский. В этот момент температура стала стремительно падать, а на палубе лёг снег. Ещё через несколько дней, на 55-й широте молодые полярники впервые увидели айсберг.

Антарктида
© Форпост Северо-Запад

«Это ледяное плато без острых вершин, как гигантский куб белого льда, отливающий снизу лазурью, плыло параллельно нашему судну на внушительно безопасном расстоянии. Дальше мы встречали айсберги всё чаще и чаще, различных, и даже причудливых форм. Один был с острой вершиной, как в «Титанике», другой - как перевёрнутое коромысло, третий напоминал голову гигантской черепахи. В такие моменты поражаешься, насколько удивительна и разнообразна природа. По пути мы также повстречали семейство китов. Они вздымали вверх фонтанчики воды, после чего вновь погружались в воду. Проплыв с нами несколько морских миль, киты ушли в другом направлении», - вспоминает Вячеслав Кадочников.

Антарктида
В нынешнем сезоне на российскую научную станцию «Восток», расположенную на Белом континенте, отправится максимальное с советских времён число учёных – сразу 12 человек. Действительно ли их исследования помогут человечеству сократить углеродный след?

Начальник научной партии петербургского вуза Алексей Большунов уточнил, что ввиду осложнённой метеорологической обстановки вылет на станцию Восток отложен примерно на 5 дней. В данный момент известно, что самолёт «Busler» должен отправиться в рейс на «полюс холода» 23 декабря. Он повезёт туда первую группу специалистов, составленную из наиболее опытных учёных, уже побывавших на Белом континенте. Им предстоит расконсервировать буровую и подготовить скважину над подледниковым озером Восток к работе. Остальные прибудут на станцию чуть позже, в зависимости от погодных условий.