Перейти к основному содержанию

Какой должна быть стипендия, чтобы аспиранты охотно занимались наукой?

аспиранты
© Форпост Северо-Запад

Эксперты полагают, что результативность нового поколения учёных зависит не только от достойной оплаты их труда, но также от наличия современной инфраструктуры и опытных наставников.

В пятницу, 21 января в России отмечается День аспиранта. Эта дата выбрана не случайно – ровно 97 лет назад Совнарком РСФСР принял ряд документов, регламентирующих порядок подготовки в нашей стране учёных. То есть, по сути, заложил основу советской научной школы, уровень которой спустя несколько десятилетий позволил построить первую в мире АЭС, отправить человека в космос и превратить СССР в передовую технологическую державу.

А что представляет собой современная аспирантура? Это очередная ступень высшего образования или стартовый отрезок академической карьеры? Кем становятся её выпускники? И, самое главное, способна ли эта система решать очень важную для государства задачу смены поколений в высших учебных заведениях, НИИ и исследовательских центрах ведущих отечественных компаний?

аспирант
© Форпост Северо-Запад

Парадоксально, но ещё несколько лет назад ответ на этот вопрос был однозначен: конечно же, нет. Ведь вплоть до нынешнего года, согласно приказу Министерства высшего образования и науки РФ N 1259 от 19 ноября 2013-го, для окончания аспирантуры даже не нужно было защищать кандидатскую. Достаточно было лишь сдать экзамен, аналогичный итоговой аттестации для магистров и бакалавров. В случае успеха соискатель получал диплом, который давал право на преподавательскую деятельность в университетах и его обучение на этом завершалось.

Само собой писать диссертацию, раз уж это не являлось обязательным, хотели немногие, только те энтузиасты, которые понимали, что карьера учёного совершенно точно не сложится, если идти по пути наименьшего сопротивления. А потому работали в лабораториях, ставили эксперименты, учились интерпретировать и анализировать полученные данные, то есть создавали научный задел, который и является основой кандидатской. Остальные, а это подавляющее большинство, довольствовались выполнением не самых сложных пороговых требований.

В итоге уровень выпускников аспирантуры большинства вузов упал до критически низких значений. Проблема стала столь острой, что для её решения даже потребовалось личное вмешательство Владимира Путина.

«Аспирантура не должна быть просто продолжением высшего образования. Это не ещё одна ступень высшего образования, а это подготовка молодого учёного», - отметил в январе 2019-го Президент России.

аспиранты
© Форпост Северо-Запад
аспиранты
© Форпост Северо-Запад

Для того, чтобы закрепить эту позицию документально потребовалось два года. Теперь защита диссертации вновь стала обязательным условием для окончания аспирантуры. Впрочем, ряд высших учебных заведений не стал дожидаться официальной отмашки Министерства и пересмотрел подход к воспитанию научных кадров ещё в 2019-м, сразу же после заявления Владимира Путина. Одним из первых о необходимости резко повысить процент защит высказался ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко. Он также призвал коллег «избавиться от нищеты в науке», ведь «только таким образом можно вырастить и удержать талантливых молодых специалистов».

Базовый уровень стипендии в старейшем техническом вузе России был поднят до 30 тысяч рублей, а наиболее успешные молодые люди, в случае отличной успеваемости, знания иностранного языка и соблюдения графика работы над кандидатской стали зарабатывать до 60-ти тысяч в месяц. Но и требования к ним начали предъявляться гораздо более высокие.

«Задача у аспиранта одна – подготовка качественной диссертации, в которой должно быть предложено решение конкретной инженерной задачи, связанной с прогрессом в том или ином научном направлении. Это исследование, которое базируется на большом объёме знаний и завершается получением определённого результата, подкреплённого в ходе лабораторных или натурных экспериментов. Для этого у нас созданы все условия, в частности, прекрасная приборно-лабораторная база, которая постоянно пополняется и модернизируется», - подчеркнул Владимир Литвиненко.

аспиранты
© Форпост Северо-Запад
аспиранты
© Форпост Северо-Запад
аспиранты
© Форпост Северо-Запад

Трансформация системы уже приносит свои плоды. Так, если в 2019 году в Горном университете в срок защитили кандидатскую всего лишь 29% аспирантов последнего курса, то в 2020-м их доля возросла до 40%, а в 2021-м – до 50%. В планах – довести эту цифру до максимально возможного уровня.

«Программа погружения в научную среду вуза состоит из нескольких этапов, причём её участниками студенты становятся сразу же после поступления на первый курс. Изначально под руководством ведущих профессоров и доцентов они формируют научный задел, участвуют в изысканиях, которые ведутся в рамках грантов и договоров. Затем, уже на старших курсах, наиболее талантливые и успешные из них получают статус стажёра-исследователя и начинают целенаправленно готовиться к поступлению в аспирантуру. Появление там случайных людей практически исключено. Все ребята прекрасно понимают, какие задачи перед ними стоят и какие ожидания с ними связаны», - рассказывает проректор по деятельности аспирантуры и докторантуры Санкт-Петербургского горного университета Марат Рудаков.

Сейчас в вузе учится 354 аспиранта, в том числе, 59 иностранцев. На первый курс в прошлом году поступило 120 человек. Для них на базе реконструированного учебного центра в посёлке Солнечное был проведён двухнедельный научно-образовательный курс «Базовые компетенции молодого учёного». Он, в частности, включал в себя вводные лекции, посвященные развитию топливно-энергетического и минерально-сырьевого комплексов, основам публикационной активности, патентования и защиты интеллектуальной собственности. Такой формат стал своеобразным экспериментом, направленным на сокращение сроков адаптации исследователей, прежде всего, тех, кто получил диплом о высшем образовании в других университетах.

Солнечное
© Форпост Северо-Запад
Солнечное
© Форпост Северо-Запад
Солнечное
© Форпост Северо-Запад

Одним из зримых итогов мероприятия стал тот факт, что все аспиранты первого года обучения уже подготовили и защитили научные обзоры по тематике своих будущих диссертаций. Причём, каждый из них содержит анализ 100 высокоцитируемых научных источников. Аналогичную работу выполняют и представители старших курсов.

«За последние два года в Горном, несмотря на пандемию, появилось много новых лабораторий, расширилась инструментальная база, которая позволяет проводить здесь изыскания мирового уровня. Изменилось и отношение к миссии аспиранта. Теперь это полноценный участник научных экспериментов, который работает над получением новых фундаментальных или прикладных знаний и обладает достаточно большими возможностями для того чтобы прогрессировать. Одна из них – продолжение работы над кандидатской за границей, в вузах-партнёрах, и получение двойной учёной степени. Российской «кандидат наук» и европейской «доктор философии»», - пояснил аспирант третьего года обучения Дмитрий Сидоров, выполняющий исследования на базе научного центра «Арктика».

аспиранты
© Форпост Северо-Запад

В составе двадцати молодых учёных из вузов, входящих в состав консорциума «Недра», он в скором времени уезжает в ФРГ для участия в совместной российско-германской программе «Природные ресурсы – Энергетика – Устойчивость». Её инициатором является ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко, а финансирует её Германская служба академических обменов DAAD и Международный центр компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО.

«Проект рассчитан на несколько лет вперёд. Это один из инструментов, мотивирующих ребят всерьёз заниматься наукой, расти в профессиональном плане. Самое главное, что все они обязались вернуться в свои «альма-матер» и продолжить работу на Родине, получив ценный зарубежный опыт. Аналогичные соглашения подписаны и с другими партёрами из Австрии, Финляндии и ряда других стран. Причём в каждом вузе определены конкретные научные руководители наших аспирантов, что позволяет им распоряжаться своим временем максимально эффективно», - говорит декан факультета аспирантуры и докторантуры Горного университета Владимир Васильев.

Руководство петербургского вуза определило перечень из 12 стратегических тем научных исследований, которыми, в первую очередь, и занимаются учёные. Это, например, повышение энергетической рентабельности (EROI) и энергоэффективности предприятий, изучение углеродного цикла и его влияния на климат Земли, развитие водородной энергетики, увеличение эффективности добычи углеводородов и ряд других. Все эти направления, связанные как с совершенствованием традиционного минерально-сырьевого сектора, так и с развитием альтернативных технологий, вне всяких сомнений, нуждаются в прорывных идеях. А значит и в тех, кто их будет генерировать, в том числе, в талантливой и трудолюбивой молодёжи.

аспиранты
© Форпост Северо-Запад
аспиранты
© Форпост Северо-Запад
аспиранты
© Форпост Северо-Запад
аспиранты
© Форпост Северо-Запад