Перейти к основному содержанию

Как сильно коронавирус изменил систему образования в Европе

Леобен
© Форпост Северо-Запад

Студенты Санкт-Петербургского горного университета, которые учатся в Австрии и Германии по программам двойного и тройного дипломов, рассказали о том, в каком режиме западные вузы проводят лекции и практические занятия после новогодних каникул. Как оказалось, о возвращении к прежнему формату получения знаний речи пока не идёт. В то же время двери высших учебных заведений открыты. Например, в лабораториях молодым людям, в том числе и иностранцам, разрешается работать над своими научными проектами.

В Саксонии, где расположена Фрайбергская горная академия, как и в России, по-прежнему, действуют достаточно строгие санитарно-эпидемиологические ограничения. В большинство общественных мест - кафе, кинотеатры, торгово-развлекательные комплексы могут попасть лишь переболевшие COVIDом или вакцинированные. Исключение сделано для компаний, торгующих товарами первой необходимости. В их число входят гастрономы, аптеки, а также магазины хозяйственных товаров. О более жёстких мерах, вызванных распространением нового штамма, пока никто ничего не слышал.

В Австрии – аналогичная картина. Последний на данный момент локдаун, который начался там 8 ноября, завершился ещё в преддверии Рождества. Сейчас в Альпийской Республике все организации и предприятия открыты, но лишь для обладателей сертификата о вакцинации. Если его нет, зайти практически ни в одно помещение невозможно.

В Горный университет Леобена также пускают лишь привитых студентов, но коридоры вуза немноголюдны по другой причине - почти весь учебный процесс проходит в онлайн-формате. Идти в свою альма-матер молодым австрийцам попросту незачем.

Леобен
© Форпост Северо-Запад

«Преподаватели читают нам лекции в прямом эфире, а также выкладывают текущие задания на специальной образовательной платформе. Они стараются сделать всё возможное, чтобы мы смогли получить не только знания, но и практические навыки даже в условиях COVID-ограничений. Нам, например, выдали VR-очки, которые мы используем на некоторых парах для того чтобы в режиме 3D наблюдать за моделями месторождений и этапами их разработки. Встречи с научными руководителями проходят в университете, в их рамках студенты и преподаватели обсуждают нюансы научных исследований для будущей магистерской диссертации. Экзамены могут проводиться как очно, так и онлайн на усмотрение преподавателя», - рассказала Александра Семёнова, которая претендует на получение австрийского диплома о высшем образовании.

Студенты Санкт-Петербургского горного университета, которые сейчас учатся в ФРГ, проводят в вузе несколько больше времени. Как говорит Никита Голохвастов, «в онлайн-формат переведены все лекции и практические работы, связанные с вычислительными операциями, в том числе, с решением различных задач». Но в рамках курсового проекта ребята работают в лабораториях Фрайбергской горной академии в соответствии с ранее заявленными планами. При этом от них требуют соблюдения специальных мер предосторожности. Например, запрещается «скопление людей в одном помещении». Кроме того, обязательным является ношение масок со степенью защиты FFP2 и выше, то есть респираторов.

Фрайберг
© Форпост Северо-Запад
Фрайберг
© Форпост Северо-Запад

«Примерно 80 процентов обучения сейчас проходит в онлайн-режиме. Конечно, это нарушает некую связь «студент-преподаватель», однако педагоги прикладывают колоссальные усилия к тому, чтобы сгладить недостатки нового формата. И лекции, и семинары проводятся в прямом эфире. У студентов всегда есть возможность задать уточняющие вопросы, как во время занятия, так и впоследствии, но уже с использованием электронной почты. Если же говорить о практике, она началась почти сразу после новогодних каникул», - уточнила другая студентка петербургского вуза Анастасия Шерстнёва.

Как пояснил её коллега Эльдар Салпагаров, у каждого российского студента «есть свой индивидуальный проект, который нужно будет защитить к концу апреля». Ещё в прошлом году всем ребятам было предложено выбрать на свой вкус одно из наиболее актуальных для немецкого вуза направлений научной деятельности. Теперь пришло время лабораторных экспериментов, которые проводятся под руководством опытных наставников из числа профессорско-преподавательского состава Фрайбергской горной академии.

Фрайберг
© Форпост Северо-Запад

«Я занимаюсь исследованием биосвязывающих веществ на основе смесей лигнина и коллагена в огнеупорных материалах для применения в ковшах. Цель моей работы - оценить механические свойства огнеупорной керамики со связующими на основе лигнина и коллагена и сравнить их со свойствами аналогичного материала со связующими на основе каменноугольной смолы. Эта работа будет проводиться и до, и после термического шока, а затем в зависимости от результатов будет меняться процентное содержание биосвязующего вещества в керамике или же будет трансформироваться его состав. Всё это необходимо, чтобы найти наилучшие химические композиции или организовать оптимальный технологический процесс производства», - рассказал Эльдар Салпагаров.

Его сокурсница Софья Мазепа также занимается совершенствованием огнеупорных материалов. В лабораториях Фрайбергской горной академии в соавторстве с Анастасией Шерстнёвой она сравнивает разницу массы образцов до и после выдержки по 5, 15, 30 и 60 минут при температурах в 800, 1200 и 1600 градусов Цельсия.

Фрайберг
© Форпост Северо-Запад

«После завершения экспериментальной части наступит очередь аналитической работы, в ходе которой будут задействованы оптический и сканирующий электронный микроскопы. Нашей целью является оценка влияния различных добавок в составе огнеупоров на такое их свойство как сопротивление окислению при повышенных температурах», - говорит Софья.

Она акцентирует внимание на том, что исследуемые образцы были предоставлены университету одной из немецких фирм специально для изучения их свойств. То есть изыскания носят прикладной характер, их результатов ждёт и руководство Фрайбергской горной академии, и заказчики, что служит для девушек дополнительной мотивацией.

Фрайберг
© Форпост Северо-Запад

«Для получения диплома магистра европейского образца за всё время обучения нужно набрать определённое количество кредитов (ects). Они начисляются за изучение предметов, входящих в учебную программу, и за лабораторные исследования. Кроме того, любой студент может записаться на интересующие его курсы и получить дополнительные баллы, естественно, при условии успешной сдачи экзамена. Такая система помогает не только закрыть задолженности, но и получить дополнительные знания. За этот семестр после сдачи сессии и курсовой работы у каждого из нас будет по 32 пункта, это чуть больше необходимого уровня», резюмировал Никита Голохвастов.

Отметим, что сейчас в Австрии и Германии по программам двойного и тройного дипломов учится 25 студентов из Санкт-Петербургского горного университета и других вузов, входящих в консорциум «Недра». Все они обязались вернуться в свои альма-матер и продолжить обучение на Родине. В роли координаторов проекта выступают Санкт-Петербургский горный университет и Международный центр компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО, созданный на базе старейшего технического вуза России.

Фрайберг
© Форпост Северо-Запад