Перейти к основному содержанию

Для чего инженерам философия?

Солнечное
© Форпост Северо-Запад

Минувшие выходные студенты Санкт-Петербургского горного университета, обучающиеся по программам специалитета и магистратуры и планирующие стать аспирантами, провели на вузовской базе «Солнечное». Поездка за город стала составной частью программы курса «Философия науки», который стартовал в учебном заведении 16 февраля.

Участники первого потока признавались, что слово «философия» в названии программы сначала поставило в тупик: науку об универсальных законах бытия будущие инженеры склонны считать далекой от своих практических интересов. То, что это вполне устоявшийся термин, который означает раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки, для многих стало первым, но не единственным открытием.

Казалось бы, студенты, решившие продолжать обучение в магистратуре, а тем более будущие аспиранты, на которых рассчитан курс, уже знакомы с базовыми для науки понятиями: «доказательство», «гипотеза», «эксперимент». Но в целом, как показывают наблюдения, научным мировоззрением не обладают. И это беда всей российской высшей школы, так до конца и не адаптировавшейся к «болонскому процессу» (внедрение двухуровневой системы подготовки в технических высших учебных заведениях многие эксперты называют колоссальной ошибкой).

Солнечное
© Форпост Северо-Запад

Как результат, в большинстве вузов магистратура воспринимается неким «удлиненным» вариантом специалитета. Между тем в Горном, сохранившим подготовку специалистов, наряду с магистрами, настаивают: поступление в магистратуру должно быть осознанным выбором именно научного пути. Подготовить к нему завтрашних ученых, будущую научную элиту страны, «инсталлировав» им необходимую систему взглядов и навыков – истинная цель «Философии науки».

«Понимание разницы между научным фактом и гипотезой, умение отделять достоверную информацию от предположения – вот вещи, которые лежат в основе научного мировоззрения и являются первостепенными для молодых людей, решивших заниматься исследовательской деятельностью. Это необходимо для дальнейшего понимания ими более глобальных процессов, которые происходят во всех областях промышленности и лежат в основе нашей экономики», – подчеркнул ректор вуза Владимир Литвиненко.

В практическом плане курс должен ближе познакомить слушателей с основами исследовательской работы. И стать своеобразной пошаговой инструкцией, которая поможет им начать глубокое погружение в сферу своих научных интересов и, в конечном итоге, воплотить в жизнь мечту, то есть стать настоящим ученым.

Солнечное
© Форпост Северо-Запад

В рамках занятий в «Солнечном» участники программы прослушали лекции о методологии научных исследований, основах публикационной деятельности, узнали, как подготовить научный обзор по своему направлению исследования. Кроме того, будущие аспиранты получили возможность ближе познакомиться друг с другом, обменяться идеями и принять участие в совместных мозговых штурмах. Результатом такого взаимодействия должно стать формирование научного сообщества обучающихся.

«Я считаю, что таких выездов должно быть больше, ведь здесь наша деятельность организована так, что появляется возможность узнать друг друга лучше, и расширить свой кругозор. А участие в дебатах позволило мне посмотреть на научную деятельность с разных сторон, поделиться своими мыслями в каких-то выступлениях. Лекции были прекрасные. С их помощью мы поняли, зачем нам нужны статьи, как готовиться к их написанию, что представляет собой ученый. Но главное - мы смогли почувствовать себя неотъемлемой частью научно-образовательной среды. Это очень важно для нашего становления в качестве ученых», – делится впечатлениями студентка второго курса магистратуры Елизавета Смирнова, чья сфера научных интересов – оптимизация систем утилизации попутного нефтяного газа нефтегазоконденсатных месторождений.

Студентка второго курса магистратуры Антонина Стоянова рассказала, что заниматься научной деятельностью она начала достаточно рано, еще на втором курсе. Во многом к этому её подтолкнула моя мама, которая сама преподает,

«Сейчас у нас с мамой схожие темы исследований. Но в том, что я заинтересовалась наукой, конечно, не только ее заслуга. Профессионализм и поддержка преподавателей университета, которые работали со мной, помогли мне окончательно определиться с выбором карьеры и жизненного пути. А идея выездного мероприятия в рамках курса «Философия науки» - просто отличная, она действительно позволяет сосредоточиться на предмете, ни на что не отвлекаясь. Я узнала, что ждет меня в аспирантуре, к чему готовиться, что такое научный обзор. Раньше я не занималась вопросами диссертаций, нормативно-правовой базы, а теперь узнала много нового в этой области», – рассказывает Антонина Стоянова.

Солнечное
© Форпост Северо-Запад

Своим мнением относительно актуальности курса и прошедшего выездного мероприятия поделился и выпускник кафедры безопасности производств Дмитрий Боровиков.

«Мне кажется, что это очень важный курс, позволяющий понять основы специфики научного исследования. Особенно для молодых ученых, которые только начали заниматься наукой или уже занимаются ей какое-то время, но не вполне четко понимают алгоритм своих действий. В результате возникает большая нагрузка на публикационный отдел, редактирующий статьи, поскольку начинающие авторы делают в них много шибок в силу недостатка знаний. Поэтому для молодых ученых крайне важно понять основы специфики научного исследования и работы с публикациями», – уверен Дмитрий Боровиков.

Коллега Дмитрия с кафедры безопасности производств Екатерина Мёдова подчеркнула, что особенно полезным курс оказался для тех, кто только что закончил обучение в магистратуре.

После написания квалификационной работы у меня и моих сокурсников практически не было времени, чтобы выпасть из колеи. Мы сразу же включились в работу. Материал, который давали во время подготовки к написанию диплома, нельзя сравнить с информацией, которую мы получили, прослушав лекции. Это, конечно, уже совершенно другой уровень. Слушать было действительно интересно. За те два дня, что я провела, общаясь с ребятами и лекторами, ни разу не возникло желания заглянуть в мобильный телефон», – рассказала будущая аспирантка.

Напомним, что личная внутренняя мотивация молодых людей заниматься научной деятельностью подкреплена и материальными стимулами. Студенты, которым по итогам написания и защиты научного доклады (а на это отводится два месяца) будут присвоены первая и вторая квалификационные категории, получат единовременные денежные выплаты в размере 100 тысяч и 20 тысяч рублей соответственно.