Перейти к основному содержанию

Биржевые цены на бензин неожиданно пошли вниз. Что будет в рознице?

автозаправка
© pixabay.com

Случилось небывалое. На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже на фоне подорожания нефти упали цены на автомобильный бензин. Геополитическая напряжённость, в отличие от других сегментов рынка, здесь сыграла на позитив. С 27 февраля по 3 марта АИ-92 подешевел почти на 15% (до 44,2 тысячи рублей за тонну), АИ-95 – на 14,1% (до 46,7 тысячи рублей за тонну).

Изменение ситуации на бирже, как правило, в течение месяца сказывается на ценах автозаправочных станций. Неужели российские автомобилисты наконец-то дождались бензиновой дефляции? Вспомним и о том, что цена горючего в той или иной степени закладывается в себестоимость практически всех товаров потребительского рынка. Значит, бензин теоретически может смягчить инфляционную ситуацию в целом.

Правда, большинство экспертов сходятся на том, что нынешние биржевые котировки – всего лишь мираж, и растворится он довольно быстро. Массового снижения потребления, как в 2020-м году в связи с коронавирусным локдауном и связным с ним сокращением транспортной активности, не предвидится. Поэтому первые признаки стабилизации после недельной растерянности биржевых игроков могут снова взвинтить рынок.

скрин баржа
© spimex.com / скриншот - динамика биржевых цен на бензин АИ-95

«Форпост» насчитал у экспертов три основные причины снижения биржевых цен на бензин.

Первая – рост производства на российских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). В 2020-м году в РФ по данным Росстата произведено 38420,6 тысяч тонн бензина, а в 2021-м – 40818 тысяч тонн, то есть на 6,2% больше. Не очень значительно, но с учётом снижения экспорта почти на четверть, товарные запасы на нефтебазах увеличились почти до максимумов.

Вторая – снижение зависимости от западных биржевых площадок в связи с ростом геополитической напряжённости. Прямого запрета на экспорт российского бензина нет и, скорее всего не будет. Однако у экспортёров возникают технологические сложности. Кроме того многие игроки просто взяли паузу и ожидают прояснения ситуации.

Чаще всего упоминается фактор ухода с рынка части спекулянтов. Из-за резкого роста кредитных ставок использование заёмных денег для биржевой торговли стало проблематичным. При сегодняшней ключевой ставке Банка России 20% кредиты выдаются под 25% и более.

Спекулянты всегда сфокусированы не на потреблении, а на перепродаже ресурсов. В игру на повышение котировок бензина они активно включили биржевых роботов. Заложенные в них поведенческие алгоритмы позволяют опережать живых трейдеров по скорости выставления заявок в электронной системе торгов. Им для этого требуется менее секунды. В результате появляется большое количество заявок на покупку, не приводящих к заключению договора. А для реального покупателя бензин становится дороже.

биржа
© pixabay.com

Санкт-Петербургская биржа в противовес ухищрениям электронных игроков с 1 марта 2022 года ввела комиссию в размере 5000 рублей за каждую заявку (в случае, когда один игрок по одному инструменту за один день подал более 31 заявки без заключения договора). Возможно, что и эта мера охладила спекулятивный пыл на бирже.

Вернёмся к главному вопросу – как будут развиваться события в дальнейшем, и окажет ли текущее удешевление оптовых сделок с бензином влияние на розницу. Поводов для оптимизма немного. Ценовая политика автозаправочных станций, как правило, строится в русле общего инфляционного процесса. А сегодня там устанавливаются рекорды роста.

Кроме того, вспомним прошлогодние неоднократные обращения Российского топливного союза к правительству РФ. Участники рынка сетовали на то, что оптовые цены в 2021 году росли гораздо быстрее, чем в рознице. В результате бизнес АЗС опускался ниже границы рентабельности.

Проблема действительно существует, и не первый год. Самым неблагоприятным периодом для автозаправок был 2018 год. Топливный союз тогда обнародовал структуру цены АИ-92 на АЗС. Налоги формируют её на 30% (акциз, налог на добычу полезных ископаемых, на добавленную стоимость). К ним добавляется себестоимость добычи сырья, то есть нефти. Затраты НПЗ на производство, хранение и перевалку, текущие расходы автозаправочных станций дают 17% цены. Прибыль в оптовом звене – 6,51%. А вот рентабельность розничного продавца вышла отрицательной – минус 3,4%. Это значит, что в конкуренции автозаправочных станций решающим козырем является возможность работать в убыток в течение длительного времени, чтобы расширить свою долю рынка за счет слабых игроков.

Судя по неоднократным заявлениям Российского топливного союза, низкая рентабельность является хронической проблемой отрасли. Поэтому кратковременное снижение биржевых цен наверняка будет использовано розницей для компенсации прошлых убытков. Устойчивого массового удешевления бензина российские автомобилисты вряд ли дождутся. Чудес не бывает.