Перейти к основному содержанию

Санкции Запада против России ставят крест на развитии зелёной энергетики

Цены на нефть поднялись выше уровня 120 долларов за баррель. Если повышательная тенденция на рынке чёрного золота сохранится, это будет грозить снижением устойчивости мировой экономики и бесконтрольным ростом глобальной инфляции. Такое мнение в последнее время высказывает всё больше и больше авторитетных экспертов.

Они предупреждают ещё об одной проблеме, которая становится очевидной: если США и их союзники не прекратят вводить ограничительные меры против энергетического сектора России, цивилизации не удастся сократить объём выбросов в атмосферу парниковых газов. И добиться хоть каких бы то ни было успехов в борьбе с климатическими изменениями.

Наглядным примером того, к каким последствиям для окружающей среды приведут нынешние тренды на рынках сырья, служит Индия. Для подавляющего большинства местных компаний, которые занимаются поставками электроэнергии потребителям, покупать природный газ и нефтепродукты по нынешним спотовым расценкам – слишком дорого. В связи с этим они вынуждены переориентироваться на более «грязный» уголь.

Спрос на него в марте возрос так сильно, что это мгновенно отразилось на котировках. На аукционах, которые проводит государственная горнодобывающая корпорация Coal India Ltd, они превысили уровень 400 долларов за тонну. А ведь ещё летом прошлого года ресурс стоил всего лишь $130. Аналитики тогда отмечали, что «столь высокие цены не фиксировались около десяти лет» и ожидали их дальнейшего увеличения. Однако умеренного, а не столь взрывного.

Missing материал.

Согласно исследованию Rystad Energy, в том случае, если неопределённости, связанные с введением санкций против энергетического сектора России, не исчезнут, стоимость угля в ближайшее время превысит 500 долларов. Но покупать его всё равно будут, это рентабельнее, чем приобретать на бирже СПГ.

«Во всём мире отсутствуют излишки энергетического угля, его достаточные запасы попросту не сформированы. Однако спрос становится всё больше, в связи с чем его стоимость перевалила за отметку в 400 долларов. Это не предел. Судя по всему, вскоре мы увидим штурм уровня 500 долларов за тонну», — приводит Oilprice.com мнение вице-президента по углю Rystad Energy Стива Халтона.

Дорожают и так называемые «зелёные» металлы. То есть то сырьё, которое необходимо для создания ветрогенераторов, солнечных панелей или электромобилей. Цены на медь, никель и алюминий достигли в марте своего исторического максимума, затем немного скорректировались и вновь пошли вверх. А вот котировки лития, необходимого для создания аккумуляторов – наиважнейшей составной части электрокара, которая самым существенным образом влияет на его себестоимость, даже не думают останавливаться и продолжают расти без каких-либо пауз.

По данным Benchmark Mineral Intelligence, стоимость карбоната лития увеличилась в прошлом году более чем в четыре раза. Но это, судя по всему, не предел, поскольку в первом квартале 2022-го тенденция не изменилось. Оценка, провёденная в середине марта группой по исследованию цепочки поставок аккумуляторных батарей, показывает, что сорт EXW (Китай, ≥99,5% Li2CO3) стоит в среднем 76 700 долларов США за тонну, что на 10% больше, чем две недели назад. И на 95% больше, чем в начале января. Ну, а в марте 2021-го этот товар стоил всего лишь 13 400 долларов. Что называется, почувствуйте разницу.

Missing материал.

Гидроксид лития, который используется в производстве катодов с высоким содержанием никеля, также растёт в цене. За три неполных месяца он подорожал на 120%, то есть карбонат лития, который исторически стоил ниже гидроксида, постепенно догоняет последний по стоимости. Всё потому, что уровень его запасов в Китае остаётся очень низким.

«Высокий спрос на литий и, следовательно, высокие цены в ближайшей перспективе сохранятся. Ожидается, что сезонное возобновление поставок рассолов из Цинхая (провинция на западе центральной части КНР – ред.) в ближайшие месяцы не сумеет повлиять на растущий дефицит», - полагают эксперты Benchmark Mineral Intelligence.

Продажи электромобилей и новых энергетических автомобилей (NEV, они предназначены для передвижения на небольшие расстояния, их скорость – не более 40 км/ч) в 2021 году выросли на передовом китайском рынке более чем в полтора раза, до 3,52 млн единиц. Во многом это произошло из-за снижения стартовой цены на Tesla Model 3s с 48 тысяч долларов до 38 тысяч. Как пояснил генеральный директор компании Илон Маск, столь существенного прогресса удалось добиться в связи с переходом на литий-железо-фосфатные (LFP) батареи, из состава которых был исключён кобальт.

Нынешнее ралли на рынке лития угрожает свести на «нет» работу учёных и инженеров, значительно сокративших себестоимость электрокаров. Вкупе с дорожающей из-за санкций против России электроэнергией, такая конъюнктура вновь сделает их покупку и эксплуатацию для многих категорий граждан во всём мире слишком дорогим и практически недоступным удовольствием.