Перейти к основному содержанию

Дефицит чипов и рост цен на литий вновь отложили EV-революцию

Генеральный директор компании Rivian, которая производит электрические пикапы и кроссоверы, Роберт Джозеф Скариндж заявил, что не сможет изготовить в 2022 году 50 тысяч электромобилей, как планировал ранее. Причина заключается в дефиците необходимых для их сборки компонентов, прежде всего, полупроводников и тяговых аккумуляторов. Топ-менеджер также спрогнозировал дальнейшее повышение стоимости машин в автосалонах, назвав его «неизбежным при нынешней конъюнктуре».

IPO созданной 13 лет назад Rivian состоялось в ноябре прошлого года и стало по-настоящему триумфальным. Её руководству удалось привлечь свыше $150 млрд, то есть превзойти по объёму рыночной капитализации такие автогиганты, как Ford, General Motors и даже Volkswagen. Однако сказка длилась недолго. Акции «молодой и перспективной» компании почти сразу же покатились вниз. Не прошло и полгода, а они потеряли уже более 70% по сравнению со своей изначальной ценой в 179 долларов.

Причина лежит на поверхности. Перспектива купить внедорожник, который как две капли воды похож на классическое авто с двигателем внутреннего сгорания, но при этом не выбрасывает из выхлопной трубы вредные для окружающей среды парниковые газы, привлекла многих. Если точнее – более 83 тысяч клиентов, которые сделали предзаказ на покупку моделей R1T или R1S.

В теории никаких проблем с поставками возникнуть было не должно - завод Rivian в Иллинойсе способен выпускать по 200 тысяч машин ежегодно. Однако в реальности с его конвейеров в первом квартале из-за дефицита комплектующих сходило лишь по 40 электромобилей в день. В итоге топ-менеджерам пришлось признать, что даже при самом оптимистичном развитии событий предприятие не сможет произвести более 25 тысяч авто.

Missing материал.

Для того чтобы остаться хотя бы в символическом плюсе они приняли решение поднять цены. Теперь продукция компании стоит от 67,5 до 95 тысяч долларов. Хотя ещё недавно самый дорогой её электрокар можно было купить за $83 тысячи.

«Без сомнения, мы плохо справляемся с последствиями кризиса. Поэтому, оценивая перспективы нашего сектора, можно с большой степенью вероятности прогнозировать дальнейший рост цен, аналогичный тому, что мы наблюдали в последнее время практически у всех автопроизводителей», - приводит Reuters слова г-на Скаринджа.

Он не одинок в своих проблемах. Аналогичные трудности, связанные с дефицитом полупроводников, в той или иной степени испытывают практически все автоконцерны. Оно и неудивительно. Лидером на рынке чипов уже долгие годы является Китай, который в 2019 году импортировал их на сумму 350 млрд долларов. Однако уже в начале 20-го, как мы прекрасно помним, практически все поставки из Поднебесной в связи с закрытием предприятий из-за локдауна, были приостановлены. Восполнить пробел не удаётся до сих пор и, как отмечают некоторые эксперты, возможно, не удастся ещё в течение двух лет.

Несмотря на это, к 2024 году Rivian рассчитывает запустить ещё один завод в штате Джорджия, который в перспективе сможет выпускать до 400 тысяч более компактных и доступных по цене кроссоверов R2. А к концу десятилетия компания планирует контролировать до 10 % глобального рынка EV-машин. Правда, большинство аналитиков полагает, что подобного рода заявления – не более чем хорошая мина при плохой игре. И вызваны они лишь стремлением поддержать котировки своих акций, которые стремительно катятся вниз, будто снежный ком с горы.

Остановится он или нет, пока сказать сложно. Во многом это будет зависеть от дальнейшей конъюнктуры на рынке лития, который необходим для создания аккумуляторов – важнейшего и наиболее дорогого компонента электрокара. Пока его стремительное ралли вверх остановилось. Котировки карбоната и гидроксида лития в Китае даже снизились за две последние недели на 1%, но всё равно остались выше 80 тысяч долларов за тонну.

Missing материал.

Впрочем, по мнению представителей Benchmark Mineral Intelligence нынешняя конъюнктура «не свидетельствует о смене тренда». Небольшое затишье после беспрецедентного роста, скорее, является временной паузой, за которой последует очередная буря. А начнется она, как полагают эксперты, уже в мае.

Напомним, что в апреле прошлого года карбонат лития аккумуляторного класса (EXW China, ≥ 99,5% Li2CO3) торговался на уровне всего лишь около 15 тысяч долларов. А в январе нынешнего – уже около 40 тысяч. Если тенденция получит свое продолжение, разрыв в стоимости электромобилей и классических авто с двигателями внутреннего сгорания вновь станет неприлично большим. И поставит жирный знак вопроса после утверждения о скорой и неотвратимой EV-революции.

электрозаправка
В ЕС поняли, что электромобили тоже вредны для окружающей среды, но всё равно будут их покупать