Перейти к основному содержанию

Владимир Литвиненко: «Революционный выход из Болонского процесса невозможен»

студенты
© Форпост Северо-Запад

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил, что наша страна должна начать процедуру выхода из Болонского процесса и разработать свою собственную систему подготовки дипломированных специалистов. Насколько актуальна сегодня очередная реформа высшей школы? И действительно ли внедрение западных стандартов снизило уровень выпускников отечественных вузов?

По мнению ректора Санкт-Петербургского горного университета Владимира Литвиненко, недостатки Болонского процесса очевидны. Так, большая часть государственного заказа на обучение будущих инженеров сегодня осуществляется за счёт образовательных программ бакалавриата. Однако спрос на студентов, которые получили дипломы после 4 лет обучения, невелик. Бизнесу они не нужны, поскольку не обладают компетенциями, необходимыми для успешной и сравнительно скорой адаптации на производстве. Магистры же, в свою очередь, идти работать на предприятия не спешат.

«Молодые люди, которые поступают учиться в магистратуру, связывают своё будущее, прежде всего, с наукой или преподавательской деятельностью. Это наш золотой фонд, поскольку нам нужны талантливые учёные и педагоги, способные двигать вперёд вузовскую науку, получать новые фундаментальные знания, готовить кадры. Руководство Горного университета прилагает максимум усилий к тому, чтобы мотивировать студентов строить карьеру в этом направлении. Рынком же востребованы выпускники специалитета, которые отучились пять с половиной лет и успели получить за это время все необходимые для работы в реальном секторе экономики знания и навыки, в том числе, прошли производственные практики», - пояснил Литвиненко.

Он подчеркнул, что Санкт-Петербургский горный университет сохранил классические программы обучения инженеров. Причём, за последние несколько лет число бюджетных мест для абитуриентов, желающих получить диплом специалиста после окончания горного или нефтегазового факультетов, значительно возросло.

Литвиненко
© Форпост Северо-Запад

«Наша страна присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, после чего отечественная высшая школа и была разделена на два уровня – бакалавриат и магистратуру. Это было сделано якобы для интеграции России в единое европейское образовательное пространство. И признания наших дипломов за рубежом, прежде всего, в ЕС и США. Однако ничего подобного не случилось, хотя времени у наших западных партнёров для того, чтобы сдержать своё обещание, было предостаточно. Более того, отказ от классической системы подготовки кадров, доказавшей свою полную состоятельность во времена Советского Союза, привёл к падению качества выпускников и дефициту квалифицированных инженеров. Вывод очевиден: существуют все предпосылки для того, чтобы модернизировать систему. Причём мы об этом говорим все 19 лет, минувших с момента её внедрения», - напомнил ректор Горного университета.

В то же самое время, как отметил Владимир Литвиненко, полностью ломать её и ставить целью мгновенный выход из Болонского процесса, нецелесообразно. На первом этапе необходимо признать специалитет не единственной, а приоритетной формой высшего образования для технических вузов. Затем провести тщательный мониторинг потребностей государства, бизнеса и научно-образовательного сообщества и лишь после этого, на основе абсолютно прозрачной системы принятия решений, выработать гибкие и понятные всем заинтересованным сторонам стандарты.

«Любые революционные действия могут негативно сказаться на некоторых наших вузах, многие из которых давно адаптировались к существующим стандартам. Их резкая смена, пусть даже в благих целях, может быть для высших учебных заведений болезненной. Наша цель - найти оптимальную парадигму эволюционного развития», - резюмировал Литвиненко.

В числе задач, которые удалось решить благодаря Болонскому процессу, он назвал рост академической мобильности и унификацию учебных планов. Несмотря на это, во многих странах, в том числе в Великобритании, Германии и Финляндии, приняты автономные образовательные модели, схожие с классической советской системой подготовки кадров.