Перейти к основному содержанию

Нейрофизиология, информатика и социология в третьем классе. Как такое возможно?

мальчик с книгой
© Ben White / unsplash.com

В России планируется уже с третьего класса начать обучать школьников по теме искусственного интеллекта. В этом году российское правительство планирует охватить соответствующими программами 35% учеников. Известно, что в Китае этому учат даже первоклашек. Нужно ли перенимать подобный опыт в нашей стране?

Технологии компьютерного самообучения стали сегодня безусловным фаворитом среди исследовательских направлений цифровизации. По оценке аналитической системы iFORA, различные аспекты искусственного интеллекта (ИИ) занимают 9 из 10 топовых исследовательских позиций. В первой пятёрке технологии глубокого машинного обучения, свёрточные нейросети, компьютерное зрение, обучение с подкреплением и обработка естественного языка.

Мало кто из взрослых сможет квалифицированно объяснить предмет изучения по названным научным дисциплинам. Тем не менее, их насаждают в начальной школе. Правда, пока ещё в качестве факультатива.

Давно уже отдельное научное направление не поднималась до высшего уровня государственной приоритетности. Сегодня это так, и речь идёт не о разработке вакцины против COVID-19.

Знакомство с методикой преподавания искусственного интеллекта младшим школьникам «Форпост» начал с рекомендованного Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию обучающего сайта Сбера (ai-academy.ru). Там содержится вводный видеоурок.

Детям предлагается поучаствовать в обучении робота распознаванию различных животных в зоопарке, чтобы каждому из них раздать правильный корм. Сначала ученики сортируют предлагаемые фото по группам – собачьих и кошачьих. Затем их просят выделить отличительные признаки тех и других и составить алгоритм классификации животных для робота. В финале появляется анимация, на которой видно насколько успешно робот проводит сортировку животных.

Задача составлена и подана довольно изящно, но за любым, даже заведомо неправильным ответом, следует победный салют.

Кроме того, задание в большей степени связано не с ИИ, а с формальной логикой, лежащей в основе составления алгоритмов. И по этой части налицо определённые пробелы. Приведём список признаков, из которых нужно выбрать тот, который поможет роботу наверняка отличить собак от волков: пятна на шкуре, её полосатость, когти на лапах, наличие хвоста, а также возможность «кусать за бочок» и понимание команды «сидеть».

Missing материал.

Тестировщики «Форпоста», скрепя сердце, выбрали последнее. Однако этот вариант хорош лишь в случае, когда перед роботом стоит задача не кормления, а дрессировки.

В целом вводный урок по искусственному интеллекту будет не лишним для развития у детей мыслительных навыков. Только возникает вопрос: не лучше ли подходить к проблеме системно? Может быть, всё-таки правы те педагоги, которые настаивают на введении в начальной школе обязательного предмета «логика».

«Дети [прошедшие курс логики в начальной школе] научились правильно задавать вопросы, выделять существенное из потока речи или текста, выбирать наиболее рациональное решение для арифметических задач, сложных ситуаций, искать наиболее оптимальные пути выполнения любых заданий» - считает учитель начальных классов Наталья Черепанова.

Вышеперечисленное – ахиллесова пята российских школьников при тестировании по международному стандарту PISA. Не потому ли, что логику после 1917 года в отечественных школах преподавали только в течение короткого периода после окончания Великой отечественной войны. А ведь именно ею славились классические гимназии в Российской империи. Количество и сложность знаний и информационного потока в целом с тех пор только увеличивается, а формальный аппарат работы с этим потоком изъят из школьной программы.

На методическом учительском сайте «Мультиурок» выложен конспект занятия по искусственному интеллекту в третьем классе. Вот выдержка из конспекта.

- А кто мне скажет, кто такой Валли?

- Правильно, он – робот. <…> Наверно, многие из вас смотрели этот мультик. А кто ещё может вспомнить мультики, может быть фильмы или игры про роботов?

- Отлично! Молодцы. Кто же догадался, о чём мы будем с вами сегодня говорить?

- Да, мы будем говорить о роботах. Может быть, кто-нибудь знает, как ещё их называют по-другому?

- Их называют искусственный интеллект.

Знак равенства между роботом и искусственным интеллектом – ещё один пример очевидной логической ошибки. Любой автоматический манипулятор – это уже робот, но отнюдь не ИИ.

Робот Валли
© Jason Leung / unsplash.com

Ещё один возможный альтернативный ответ на вопрос о целесообразности преподавания младшим школьникам наиболее сложного раздела информатики был стихийно найден в диалоге между директором по науке и технологиям Агентства Искусственного Интеллекта Романом Душкиным и председателем московского городского родительского комитета Русланом Ткаченко на радио Москва FM в марте 2020 года.

Душкин поставил дисциплину «искусственный интеллект» на стык информатики, нейропсихологии и социологии. На что Ткаченко резонно заметил: вместо того, чтобы профанировать сложную междисциплинарную область научных знаний, не лучше ли организовать обязательное обучение младших школьников основам цифровой грамотности.

Практика, как известно, критерий истины. Для ответа на вопрос о нужности ИИ в начальной школе, остаётся выделить две группы учеников. У одних в соответствии с примерной рабочей программой будет 18 часов преподавания ИИ с задачками про зоопарк и мультипликационного героя робота Валли. Другие разделят эти часы между предметами логики и цифровой грамотности. Пока что все эти предметы факультативны, так что есть возможность для сравнения. Кто будет лучше готов к погружению в серьёзное изучение ИИ?