Перейти к основному содержанию

Tesla и BMW рискуют попасть под американские санкции

автомобиль Тесла
© Dario L1, unsplash.com

Руководство китайской горнодобывающей компании Ganfeng решило инвестировать в разведку и разработку месторождений лития на территории Синьцзяно-Уйгурского автономного района КНР. Теперь партнёр очень многих автоконцернов из США и ЕС, вполне может попасть под санкции, принятые в связи с якобы имевшимися там нарушениями прав местного населения. Впрочем, не он один. Если выяснится, что в аккумуляторах электромобилей Tesla или Volkswagen используется литий, полученный за счёт «принудительного труда» уйгуров, то пострадать могут и сами автогиганты.

В BMW уже успели отмести все возможные подозрения. Её представители сообщили, что получают литий с рудников Ganfeng в Австралии, кроме того, им ничего не известно о новом предприятии в Синьцзяне. Volkswagen AG, заявил, что хоть и собирался в 2019 году заключить 10-летний договор об импорте из Китая, но в настоящее время не имеет прямых деловых отношений с резонансной компанией.

Хуже всего положение у Tesla. В своём майском отчёте она опубликовала список из 12 горнодобывающих и перерабатывающих предприятий, поставляющих ей литий. Само собой, среди них оказались и заводы Ganfeng. В документе, правда, было особо отмечено, что в ходе проверок подрядчиков «случаев принудительного труда или бесчеловечного обращения обнаружено не было». Но, учитывая беспрецедентный кризис доверия, захлестнувший в последнее время нашу планету, можно гарантировать, что весомым аргументом для американской фемиды это заверение не станет.

Missing материал.

Теоретически Tesla и другие автопроизводители могли бы найти способ сохранить свои партнёрские отношения с Ganfeng, избегая при этом покупки металлов, поступающих именно из Синьцзяна. Ведь у компании немало проектов и в других регионах мира, например, в Австралии и Аргентине. Но проблема в том, что транспортные пути различных компонентов для электромобилей, благодаря которым они попадают сегодня на рынок, слишком запутаны.

Логистика включает в себя добычу, несколько этапов переработки, изготовление тех или иных деталей и затем уже их сборку. Обычно предприятия, являющиеся звеньями одной цепочки добавленной стоимости, находятся в совершенно разных местах. А потому потребитель никогда не может быть уверен в абсолютной прозрачности данных об исходном источнике сырья, из которого была изготовлена батарея его электромобиля.

«Риски для отрасли, связанные с поставками из Синьцзяна, огромны. По сути, над всем производством аккумуляторов в Китае сейчас навис Дамоклов меч законодательства США. Более того, вероятность введения санкций в перспективе только увеличится, поскольку Пекин продолжает строить в Синьцзяне заводы, связанные с электромобилями», - приводит Mining.com мнение соучредителя американской консалтинговой компании Horizon Advisory Эмили де Лабрюйер.

Новая фирма, которая займётся разведкой и потенциальной разработкой литиевых, никелевых и других важнейших металлических активов в Синьцзяне, была зарегистрирована в мае. Она на 49% принадлежит Ganfeng Zhongkai Mining Technology, которая в свою очередь является «дочкой» Ganfeng Lithium. Контрольный пакет акций находится у Xinjiang Geology and Mineral Investment. Капитализация компании - 13,3 миллиона долларов.

Missing материал.

Партнёры уже заявили, что «будут в обязательном порядке вносить вклад в экономическое развитие региона», а также уделять приоритетное внимание «защите окружающей среды, социальной ответственности и корпоративному управлению». И уточнили, что «проект находится на ранней стадии разведки, то есть пока неясно, окажется ли он достаточно перспективным для последующей разработки».

Тем не менее, поток критики со стороны экологических активистов и борцов за права уйгуров не ослабевает. Местные и западные правозащитники призывают Ganfeng полностью разорвать связи с регионом, что выглядит вполне логично в свете возможных негативных последствий, связанных с санкциями или потерей заказчиков. В то же время любые шаги по дистанцированию от Синьцзяна могут быть неверно истолкованы в Пекине, который заинтересован в поступательном развитии территории, где проживает более 25 миллионов человек.

«Любые признаки того, что Tesla или другой производитель электромобилей или аккумуляторов на самом деле сотрудничает с предприятиями в Синьцзяне, будут очень беспокоить инвесторов», - уверен Ричард Клейтон, директор по исследованиям инвесторской группы SOC Investment .

По его словам, компании в этом секторе сталкиваются со «значительными репутационными, нормативными и потенциально юридическими рисками, связанными с практикой защиты окружающей среды и прав человека». Единственное, о чём забыл упомянуть г-н Клейтон, так это о том, что подавляющее большинство этих рисков, как и всегда, связано с агрессивно-надменной позицией Соединённых Штатов, считающих себя вправе диктовать любым государствам, даже своим союзникам, наиболее приемлемые, как они полагают, правила игры.