Перейти к основному содержанию

Торговля газом, несмотря на заоблачные цены, оказалась убыточной. Как такое вообще возможно?

Биржевые цены на газ в Европе превысили 2600 долларов за тысячу кубометров. Несмотря на это, крупнейшие в мире энергетические корпорации сообщили о существенном снижении прибыли от реализации СПГ во втором квартале нынешнего года по сравнению с предыдущим. А более мелкие компании даже отчитались об убытках.

На первый взгляд, это невозможно, ведь котировки голубого топлива в Европе и Азии взлетели до небес ещё осенью прошлого года, после отказа Евросоюза ввести в эксплуатацию трансбалтийский трубопровод «Северный поток-2». И к своим прежним значениям после этого не возвращались, что, казалось бы, должно гарантировать продавцам газа сверхдоходы. Однако какими бы парадоксальными ни казались их заявления о снижении рентабельности, в них нет ни капли лжи.

Всё дело в том, что в последние месяцы сразу несколько СПГ-заводов, которые находятся в различных регионах мира, заявили о невозможности исполнять свои обязательства перед трейдерами. Причины - самые разные. Например, на Freeport LNG, мощность которого составляет 2,1 миллиарда кубических футов газа в день, то есть примерно 59,5 млн кубометров, как известно, произошла крупная авария. Производство, которое обеспечивает почти четверть всего экспорта сжиженного газа из США, простаивает с начала июня.

Missing материал.

Соответственно BP и TotalEnergies, которые имеют там доли, неожиданно столкнулись с дилеммой: либо платить огромные неустойки за срыв поставок по долгосрочным контрактам, либо исполнять свои обязательства перед заказчиками, приобретая сырьё на спотовом рынке. Биржевые цены в связи с этим, само собой, становятся ещё выше, поэтому каждая такая новая партия обходится всё дороже и дороже.

В своём отчёте TotalEnergies указала, что в среднем её клиенты во втором квартале покупали газ по $13,96 за миллион британских тепловых единиц, то есть примерно по 500 долларов за тысячу кубов. При этом дважды в их адрес пришлось направить танкеры, резервуары которых были под завязку заполнены без преувеличения «золотым» СПГ, купленным в 4 раза дороже. И, что самое печальное, в третьем квартале запланировано ещё 8 таких убыточных рейсов, поскольку Freeport LNG по прогнозам начнёт функционировать лишь в октябре. К этому моменту на заводе должны возобновить работу три линии по сжижению газа, два резервуара для хранения СПГ и одна погрузочная платформа, что позволит восстановить прежние объёмы экспорта.

«Замена сырья из Фрипорта обходится очень дорого, поскольку у нас нет других вариантов, кроме как приобретать его на спотовом рынке. Так что наши издержки, конечно, становятся больше. Но мы не планируем использовать данную ситуацию в качестве оправдания, если результаты компании в третьем квартале окажутся ещё ниже, чем во втором», - приводит Oilprice.com комментарий генерального директора TotalEnergies Патрика Пуянне.

Missing материал.

BP отказалась публично оценить ущерб, который был нанесён её бизнесу в связи с простоем американского завода. Но по неофициальным данным он превысил $500 миллионов. А вот Shell, напротив, полна оптимизма, даже несмотря на выход из проекта «Сахалин-2», который может стоить ей несколько миллиардов. По итогам второго квартала компания зафиксировала «рекордную прибыль в связи с ростом цен на СПГ». Этому факту не смогло помешать даже падение объёма продаж с 18,29 млн тонн в первом квартале до 15,21 млн во втором.

Правда, делать радужные прогнозы на следующее полугодие, топ-менеджемент корпорации не спешит. Ведь Freeport LNG – далеко не единственное в мире предприятие, способствующее снижению поставок природного газа на глобальный рынок. Например, на плавучей платформе Shell Prelude у берегов Австралии профсоюзы сейчас проводят бессрочную забастовку. О значительном сокращении экспорта заявила и нигерийская NLNG, обосновав своё решение требованием правительства страны обеспечить растущий внутренний спрос. Если так пойдёт и дальше, британско-нидерландской нефтегазовой компании тоже придётся покупать СПГ на бирже для того, чтобы избежать штрафных санкций за срыв долгосрочных контрактов.

Одним словом, налицо очевидный рост неопределённостей, который никак не способствует стабилизации рынков и снижению котировок голубого топлива. Потребители от такого положения дел совершенно точно не выигрывают, но, что самое невероятное, в проигрыше оказались и некоторые продавцы. Быть может, руководству тех транснацинальных корпораций, которые уже запланировали на третий квартал закупку СПГ на спотовом рынке, обратиться к Берлину с просьбой расконсервировать «Северный поток-2»? Не исключено, что это решение не только поспособствует сокращению дефицита природного газа в мире, но и позитивно скажется на их бизнесе.