Перейти к основному содержанию

Сколько будет стоить электромобиль в 2030 году?

тесла
© Photo by Martin Katler on Unsplash

За самую дешёвую заднеприводную Tesla Model 3 при покупке у производителя сегодня придётся отдать 40 300 долларов. Немало, если учесть, что совсем недавно её цена была на две с лишним тысячи меньше, а Илон Маск, представляя два года назад новый, более экономичный тип аккумулятора, заявлял, что уже в обозримой перспективе эта инновация позволит создать электромобиль за $25 тысяч. «Форпост» решил выяснить, насколько реальны подобного рода обещания, и какие факторы определяют итоговую стоимость «авто будущего».

Как известно, любая технологическая цепочка начинается с добычи сырья и завершается выпуском продукции конечного потребления. Такие наукоёмкие отрасли, как автомобилестроение, особенно, если речь идёт об электротранспорте, требуют огромного количества самых разных полезных ископаемых. Литий, кобальт, никель, медь, алюминий, графит, редкоземельные элементы – это далеко не полный перечень ресурсов, которые необходимо извлечь из недр для того, чтобы создать электрокар.

Проблема в том, что котировки всех эти металлов или минералов, точно так же, как и углеводородов, формируются рынком. То есть, если предложение превышает спрос, они падают, если же всё ровно наоборот - растут. Учитывая, что Tesla, как ожидают эксперты, выпустит в 2022 году около 1,5 миллиона автомобилей, а к 2030-му, как обещал Маск, будет изготавливать уже 20 миллионов экземпляров, реализация первого сценария кажется практически нереальной. Очевидно, что за 8 лет горнодобывающие предприятия вряд ли смогут безболезненно нарастить свои поставки во Фримонт и на другие сборочные площадки компании в 13 раз. То есть на биржах, скорее всего, наметится дефицит сырья, что автоматически приведёт к повышению цен.

Тесла
© Mariordo

Аналитики консалтинговой фирмы Adamas Intelligence, которая находится в Канаде, подсчитали, что производство аккумуляторов для 20 миллионов электромобилей потребует чуть более 11 миллионов тонн различных природных ресурсов. Два года назад, когда американский миллиардер и отец-основатель Tesla делал своё эпохальное заявление, весь этот объём стоил без малого 45 миллиардов долларов. А вот весной 2022-го за него нужно было заплатить уже 131 миллиард (то есть 6,5 тысяч долларов за сырьё для одной батареи). Как говорится, почувствуйте разницу.

Скачок произошёл в основном из-за небывалого 8-кратного роста котировок лития, которые летом превышали отметку 60 тысяч долларов за тонну. В денежном выражении доля этого элемента достигла 46% от общей стоимости аккумулятора, хотя в сентябре 2020-го она составляла всего лишь 11,6%. Затраты на никель, которые в количественном выражении выросли за 2 года на треть, в процентом упали с 25 до 15,7%

«Сейчас по сравнению с мартом-апрелем цены на природные ресурсы, за исключением лития, немного снизились. Например, кобальт подешевел с 92 до 50 тысяч долларов за тонну. Так что по нынешним расценкам за сырьё для 20 миллионов аккумуляторов Tesla пришлось бы заплатить чуть более $100 миллиардов. Однако понижательный тренд вряд ли получит сколь-нибудь серьёзное развитие. Скорее всего, к концу десятилетия полезные ископаемые будут стоить дороже из-за их высокой востребованности, как со стороны автопроизводителей, так и со стороны сектора альтернативной энергетики. Предложение попросту не поспеет за спросом», - пишет Mining.com.

график
© mining.com

Впрочем, высокая стоимость металлов и минералов – далеко не самая большая проблема, которая встанет перед Илоном Маском на пути к воплощению его мечты. Дело в том, что для производства такого огромного количества электромобилей его компания должна будет потребить столько лития и природного графита, сколько не было добыто за весь прошлый год во всём мире, а также треть глобального производства (на сегодня) редкоземельных элементов и кобальта. Что на это скажут китайские конкуренты или европейские энергетики? Вряд ли они безропотно отдадут американцам дефицитный товар.

«Ни одно предприятие на планете не потребляет 1,8 млн тонн меди в год, даже государственная энергосистема Китая. Но Tesla планирует довести закупки до этого уровня, что в данный момент представляется невероятным. Кроме того, компания собирается покуситься на четверть мирового производства никеля. Это также вряд ли возможно, независимо от того, сколько раз вы встречались с президентом Индонезии», - полагает Mining.com.

Очевидно, что Илону Маску будет крайне сложно добиться тех результатов, о которых он публично заявил два года назад. Но если объём выпуска электромобилей на его заводах через 8 лет действительно достигнет 20 млн экземпляров, стоимость каждого из них будет значительно выше, чем сегодня и окажется неподъёмной для рядовых потребителей. Ведь рынок при такой конъюнктуре обречён существовать в условиях суперцикла, то есть периода долгого и устойчивого роста спроса и цен на сырьевые товары. А вот в том случае, если технический прогресс пойдёт менее бурными темпами и запрет автомобилей с двигателями внутреннего сгорания перестанет быть «идеей фикс» для властей ЕС и США, шансы на то, что Tesla в обозримой перспективе станет по-настоящему «народным автомобилем» окажутся более вероятными.