Перейти к основному содержанию

Зачем Европа принесла в жертву свою промышленность?

автозавод
© Photo by Lenny Kuhne on Unsplash

Случилось то, о чём так долго предупреждали большевики. А, точнее, их идейный вдохновитель Карл Маркс. Как известно, давая определение понятию «капитал», он писал, что это, в первую очередь, «возрастание стоимости». То есть, переосмысливая классика, можно утверждать, что бизнес, основная цель которого – извлечение прибыли, будет развиваться лишь в том случае, если существует высокая вероятность этого «возрастания». Но если таких предпосылок нет, предприниматели неизбежно начнут искать иные локации, с более мягким деловым климатом.

Именно такой сценарий реализуется сейчас в Европе. Неподъёмные котировки природного газа, который является ключевым сырьём для многих промышленных предприятий, заставляет их руководство «менять прописку» с европейской на американскую. Ведь в США метан можно приобрести по 250 долларов за тысячу кубов. А в Евросоюзе он стоит в 8 раз дороже, и это далеко не самый рекордный спрэд.

Эксперты Rystad предупреждают: спрос на газ в Старом Свете будет значительно опережать предложение ещё как минимум три года. Они полагают, что в следующем году дефицит там составит не менее 12%, но только в том случае, если не будет ликвидировано месторождение Гронинген в Нидерландах, хотя всё именно к этому и идёт. В регионе из-за пустот, возникших в недрах после 30 лет добычи голубого топлива, то есть ещё в конце прошлого века, начались землетрясения. С тех пор местное население требует от властей «закрыть лавочку».

В последнее время всё указывало на то, что их требование вот-вот будет выполнено. Если Амстердам пойдет жителям навстречу, и это действительно произойдёт, то недостаток метана в ЕС в 2023 году будет находиться на уровне 19%, в 2024-м – 16%, а в 2025-м – 14%. То есть в обозримой перспективе спотовые котировки на европейских биржах не опустятся, а машиностроительные, химические и многие другие производства, которые в нынешнем году перестали приносить прибыль, останутся в «минусе».

инженеры
© Photo by ThisisEngineering RAEng on Unsplash

Руководители заводов, расположенных в Евросоюзе прекрасно понимают, что не смогут справиться с проблемой за счёт повышения цен на свою продукцию хотя бы до уровня рентабельности. Потребители в этом случае попросту перестанут её покупать и уйдут к конкурентам, благо в Соединённых Штатах и многих азиатских странах качество товаров ничуть не хуже. Решение напрашивается само собой: бежать, да побыстрее.

Голландский производитель удобрений – компания OCI N.V. переносит своё производство в американский штат Техас. О планах закрыть сразу несколько автомобильных заводов в Германии, Чехии и Словакии также сообщил концерн Volkswagen. Аналогичное решение принял и Илон Маск, который остановил фабрику Tesla, работавшую в ФРГ. Тот факт, что при её строительстве был вырублен хвойный лес, а бурение скважин на воду нанесло ущерб местной экосистеме, видимо уже не имеет никакого значения.

Само собой, перечень компаний, которые начали процесс перевода своих производственных площадей в США, не ограничивается вышеперечисленными гигантами. Уже сейчас он настолько широк, что проще подсчитать тех, кто выпадает из общей тенденции и не собирается менять некогда благополучную Европу на Америку, которая, по всей вероятности, решила провести реиндустриализацию, причём за счёт «союзников». Президент Соединённых Штатов Джо Байден уже пообещал иностранным предприятиям налоговые льготы и прочие преференции.

А что его европейские коллеги? Они хотя бы понимают, какой ущерб наносят своим экономикам, раздувая антироссийскую истерию? Судя по выступлениям на публике и в средствах массовой информации – понимают. И, более того, пытаются каким-то образом исправить ситуацию. Например, канцлер Германии Олаф Шольц на прошлой неделе нанёс визит сразу в три страны Персидского залива. Он искал там партнёров, способных экспортировать газ в Евросоюз, но тщетно. Единственным результатом этого вояжа стало соглашение с Adnoc из ОЭА о поставке всего лишь одного груза СПГ объёмом 137 тысяч кубометров. Это в 1100 раз меньше, чем объём метана, который должен был ежедневно поступать по трубопроводу «Северный поток-2».

европеец
© Photo by Mikita Yo on Unsplash

Ничего удивительного в этом нет. Все производители газа имеют долгосрочные контракты со своими давними деловыми партнёрами, и нарушать их ради европейцев никто, конечно же, не будет. Интересно другое. Неужели сами лидеры ЕС, в том числе г-н Шольц, не понимали год назад, к чему приведёт их отказ от сертификации нового трансбалтийского трубопровода, который построил «Газпром» в партнёрстве с пятью европейскими энергетическими компаниями? Если в головах этих политиков есть хотя бы капля разума, то, очевидно, что они не могли этого не понимать. То есть они сознательно обрекали Европу на энергетический голод, высокую инфляцию и бегство крупного бизнеса за океан, исполняя заказ единственного бенефициара нынешней конъюнктуры - США.

В итоге в ЕС сегодня фактически запущен механизм, ведущий к потере им статуса конкурентоспособного промышленного мегакластера. Никто в мире не сумеет напечатать столько долларов или евро, чтобы поддержать все отрасли на фоне десятикратного роста цен на электроэнергию. Тем более, западные центробанки уже начали ужесточать свою монетарную политику, то есть время дешёвых денег осталось в прошлом.

Это значит, что через три года, когда кризис, возможно, закончится или, по крайней мере, станет менее масштабным, на плаву останутся лишь стратегически важные или наименее зависимые от потребления электроэнергии производства, если, конечно, таковые имеются. Остальные либо обанкротятся, либо переедут на другую сторону Атлантики, превратив Европу в депрессивный, политически и экономически ослабленный регион.

Подписывайтесь на Дзен-канал «Форпост-Геократия»