Перейти к основному содержанию

США требует жертв. Очередной пакет антироссийских санкций вновь нанесёт больше вреда Европе, чем самой России

танкер
© aramco.com

Помощник министра финансов Соединённых Штатов по экономической политике Бен Харрис заявил, что очередные карательные меры G7 против нашей страны будут вводиться в три этапа. Речь идёт, прежде всего, об ограничениях в отношении сырой нефти и нефтепродуктов, в том числе дизельного топлива. Ничего нового, правда, в этом нет. Тот же ЕС запретил их импорт из России ещё в июне, когда принял шестой санкционный пакет. Например, отечественную солярку европейские потребители не смогут получать, начиная с февраля следующего года.

Подавляющее большинство экспертов полагает, что это решение, как и последующие шаги лидеров Евросоюза в этом направлении, неминуемо приведёт к резкому росту цен на топливо, который начнётся в Европе, скорее всего, зимой. Само собой, он придаст дополнительный импульс и без того рекордной инфляции. Избежать такого развития событий за счёт внутренних резервов не удастся – их попросту нет. Особенно ничтожны в Старом Свете запасы дизеля – наиболее популярного горючего для грузового транспорта, в связи с чем его котировки самым прямым образом влияют на стоимость логистики и, как следствие, всех без исключения товаров, в том числе и продовольствия.

Восполнить «пробелы» за оставшиеся месяцы совершенно точно не получится. В октябре многие крупные нефтеперерабатывающие заводы по всему континенту встанут на плановое техническое обслуживание, в результате чего, согласно оценке аналитиков Energy Aspects, ЕС в общей сложности лишится 1,5 миллиона баррелей в сутки. Эта цифра выше, чем средний показатель за пять последних доковидных лет и больше, чем сентябрьские потери.

сауди арамко
© aramco.com

Не следует забывать и о вынужденных простоях НПЗ. Так, более половины нефтеперерабатывающих мощностей Франции в настоящее время простаивают из-за забастовок их сотрудников, требующих повышения зарплаты. Если так пойдёт и дальше, эмбарго на российскую солярку может стоить Евросоюзу очень дорого.

«Я не ожидаю, что запасы дизельного топлива вырастут по сравнению с текущим уровнем. Поэтому цены практически обречены на резкое повышение (сейчас они находятся в районе 2 евро за литр – ред.). Скорее всего, это случится в середине января, возможно, в феврале. Но мы можем увидеть всплеск и раньше, поскольку рынок начинает паниковать», - приводит Oilprice.com мнение эксперта агентства Wood Mackenzie Марка Уильямса.

Объём импорта дизеля из России в ЕС находится на уровне около 600 тысяч баррелей в сутки. Очевидно, что столь существенную потерю удастся компенсировать, лишь увеличив поставки из других стран, прежде всего из США. Пока танкеры с нефтепродуктами, как пишет старший аналитик рынка компании Vortexa Памела Мангер, действительно отходят от побережья Мексиканского залива чаще, чем прежде. Этому способствует растущий спрос со стороны ключевых потребителей в Латинской Америке и Европе, где идёт сбор урожая.

урожай
© Photo by Julia Koblitz on Unsplash

Но вот беда – внутренние запасы дизельного топлива в Соединённых Штатах, а также в ОАЭ и Сингапуре, на которые европейцы очень сильно рассчитывают, находятся на уровнях, значительно ниже средних. Поэтому администрация Байдена, например, уже запланировала ограничить экспорт топлива с целью снижения внутренних котировок. Если такое решение будет принято, выход у лидеров ЕС останется лишь один – идти на поклон к Китаю.

Поднебесная, как известно, является нетто-импортёром нефти. Однако мощности её нефтеперерабатывающих заводов настолько велики, что КНР действительно может рассматриваться на роль потенциального спасителя Европы от дизельного коллапса. Пекин только что увеличил для своих НПЗ квоты на экспорт топлива. Если Старый свет выиграет в конкурентной борьбе за них у азиатских потребителей, то это несколько сгладит последствия кризиса в Евросоюзе, хотя и не устранит проблему дефицита солярки в глобальном масштабе.

«Мировой спрос на дизельное топливо останется высоким, несмотря на снижение по сравнению с сезонным пиком во II квартале. Такая конъюнктура будет обусловлена в первую очередь растущими потребностями Европы. В первой половине сентября они достигли 1,9 млн баррелей в сутки, что является четырехмесячным максимумом», - говорит глава отдела анализа Vortexa Серена Хуан.

добыча
© aramco.com

Недостающие объёмы солярки, которые ЕС в перспективе планирует закупать в Китае, само собой, будут производиться из саудовского, российского, иракского, оманского или эмиратского сырья. Это пять основных поставщиков чёрного золота в КНР в порядке убывания их значимости. То есть, если рассуждать логически, суть санкций Брюсселя против отечественных нефтепродуктов, заключается в том, чтобы переложить добавленную стоимость, полученную от переработки нашей нефти, из одного кармана в другой, а именно – в китайский.

Проблема в том, что рынок, живущий в условиях превышения спроса над предложением, функционирует по принципам, очень похожим на закон сообщающихся сосудов. А он, как известно, гласит, что поверхность однородной жидкости в каждом из них, обязательно будет на одном уровне, даже если ввести санкции против какой-то конкретной ёмкости. Иначе говоря, невостребованные со стороны Евросоюза 600 тысяч баррелей в сутки российского дизельного топлива, обязательно найдут своего покупателя. Им, скорее всего, окажется тот, кто проиграет европейцам конкурентную борьбу за дополнительные объёмы китайской солярки.