Перейти к основному содержанию

Катар потратил на подготовку к чемпионату мира 4 своих бюджета. Откуда у него такие сумасшедшие деньги?

Доха
© Photo by Visit Qatar on Unsplash

На подготовку к чемпионату мира, стартующего через месяц, Катар потратил свыше 200 млрд долларов. Это всего в 2 раза меньше, чем весь бюджет России и примерно в 17 раз больше, чем израсходовала наша страна на предыдущий мундиаль - $11,6 млрд. Ранее абсолютный рекорд по капиталовложениям принадлежал Бразилии: в организацию ЧМ-2014 она инвестировала $15 млрд. Возникает вполне резонный вопрос: а где этот небольшой эмират, расходная часть бюджета которого в 2019 году составляла всего лишь $56 млрд (а в 2020-м – и вовсе $50 млрд), взял такие баснословные средства?

Прежде чем заняться своим любимым делом, то есть начать считать деньги в чужих карманах, следует оговориться и уточнить, что в новые спортивные арены, клубные базы и места отдыха для фанатов Доха вложила всего лишь $6,5 млрд, то есть не так уж и много по сравнению с итоговой суммой. Основные же затраты пошли на развитие инфраструктуры. Например, на строительство в столице метро, которое открылось в мае 2019 года и стоило $36 млрд.

Ещё $15,5 млрд ушло на самый лучший в мире аэропорт Хамад, способный ежегодно принимать до 50 млн пассажиров. Учитывая, что болеть за свои сборные в Катар прибудет около одного миллиона человек, это было крайне актуально. Самый же дорогой проект, – новый город Лусаил, где состоится церемония торжественного открытия чемпионата и его финал. «Мегаполис будущего» обошёлся Катару в $45 млрд. Плюс гостиницы, дороги и прочая, прочая…

Лусаил
© lusail.com

Так за чей же счёт банкет? Как известно, монархия занимает второе место в мире по экспорту сжиженного природного газа, объём которого не меняется уже долгие годы – 77 млн тонн или же 106 млрд кубометров. До пандемии средняя цена тысячи кубов в Азии составляла примерно 200 долларов, а в Европе, как мы помним, была ещё ниже. Несмотря на то, что себестоимость производства СПГ, добытого на сверхгигантском месторождении Северное в Персидском заливе, – самая низкая в мире, «копеечной» её тоже не назовёшь. С учётом логистики она находится в районе 140-150 долларов. Соответственно прибыль Дохи от торговли метаном три-четыре года назад едва превышала $5-6 млрд. Этих денег не хватило бы даже на строительство спортивных сооружений, не говоря уже о более грандиозных инфраструктурных проектах.

Однако после введения США санкций против «Северного потока-2», а главное – после отказа прошлой осенью властей ФРГ сертифицировать трубопровод, всё изменилось. Спотовые цены на СПГ в ЕС поползли вверх. В результате в 2021 году Катар продал в Европу 23 млрд кубометров газа при средней стоимости тысячи кубов - 573 доллара. По итогам нынешнего года, как полагают эксперты, средняя цена на основном хабе TTF окажется примерное втрое выше, то есть эмират, объём экспорта которого вряд ли станет меньше, получит от европейских потребителей, как минимум, $35 млрд.

Missing материал.

Но это, конечно, далеко не конечная сумма доходов от торговли метаном, на которую может смело рассчитывать Доха, ведь большая часть её экспорта идёт вовсе не в Старый Свет, а в Азию. Это обусловлено тем, что биржевые котировки там традиционно были выше. Сейчас, правда, ситуация кардинальным образом изменилась, но развернуть танкеры и направить их в Евросоюз невозможно по той простой причине, что с большинством клиентов подписаны долгосрочные соглашения о сотрудничестве. Те самые, против которых так долго выступали Брюссель и Берлин.

Согласно этим договорам Катар сейчас поставляет СПГ в Китай, Японию, Южную Корею и другие азиатские государства по 500-600 долларов за тысячу кубов. Хотя часть его газа, само собой, попадает и на региональные торговые площадки, где продаётся существенно дороже. Сказать точно, какой объём метана, добытого на шельфе Персидского залива, поступает на биржи, довольно сложно. Но можно с уверенностью утверждать, что азиатские потребители в этом году переведут в эмират, как минимум, $50 млрд. Об этом говорит элементарная математика.

Конечно, себестоимость катарского сжиженного газа могла бы существенно возрасти из-за резкого роста тарифов на фрахт танкеров. На европейском направлении, например, аренда одного судна подорожала по сравнению с минувшим октябрём со 140 тысяч долларов в день до рекордных 400 тысяч. Однако монархия обладает своим собственным, крупнейшим в мире флотом метановозов и вряд ли допустит каких-либо спекуляций в сфере логистики, которые потенциально могли бы сократить поступления в бюджет.

СПГ
© qatargas.com

Таким образом, с определённой долей уверенности можно утверждать, что затраты на добычу, сжижение и транспортировку СПГ для Дохи, если и возросли, то несущественно. И составляют сегодня не более $20 млрд. Нетрудно подсчитать, что прибыль Катара от экспорта СПГ в 2022 году окажется баснословной – не менее 64 миллиардов долларов, а, возможно, и значительно выше. В зависимости от того, какой точно процент сырья от общего объёма производства, будет продан по спотовым расценкам. То есть затраты на всю спортивную инфраструктуру к чемпионату мира – новые стадионы и тренировочные базы - уже давным-давно «отбиты». На это потребовался всего лишь месяц торговли метаном.

Если глобальная конъюнктура не изменится, а к этому нет никаких предпосылок, все деньги, вложенные Королевством в подготовку к чемпионату мира, в том числе инвестированные в развитие инфраструктуры, можно будет окупить всего лишь за 3 года. Причём, без учёта средств, потраченных во время мундиаля туристами, и прочих поступлений в бюджет, а за счёт одного лишь экспорта газа.

Так что жители Катара могут сказать огромное спасибо коллективному Западу, а особенно - лидерам Евросоюза. Именно из-за их невнятной энергетической политики монархия вдруг стала в два с половиной - три раза богаче. Никогда прежде торговля СПГ не приносила ей такой баснословной прибыли. Более того, все её доходы в прошлые годы почти никогда не превышали этой суммы. Исключением стал лишь период с 2012-го по 2016-й, когда стоимость природного газа на мировом рынке также была сравнительно велика.

В первую очередь именно профицит бюджета тех лет и лёг в основу финансирования масштабных проектов, приуроченных к чемпионату мира-2022. Ну, а нынешняя ситуация на рынках позволит эмирату уже в самое ближайшее время рассчитаться с кредитами, полученными на инфраструктурный рывок в будущее.

Подписывайтесь на Дзен-канал «Форпост-Геократия»