Перейти к основному содержанию

Асфальт. От Моисея до Куинджи

асфальт
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Чем может удивить асфальт. Дорожное покрытие, впервые заявившее о себе при строительстве Исаакиевского собора. Им было залито аж два квадратных метра. Будущие автобаны в первенце не угадывались.

На самом деле асфальт – это в переводе с греческого горная смола (историческое название — «иудейская смола»), представляющая чёрное или черно-бурое, сильно блестящее вещество, плавящееся при 100 °C. Этимология слова восходит к соленому озеру Палестины - Мертвому морю, которое до середины 19 века называлось асфальтовым. Огромные черные блестящие глыбы весом до тонны всплывали там регулярно. Только в отличие от янтаря, это не окаменевшая смола сосен, а окаменевшая нефть.

Есть и другое объяснение имени нарицательному – по легенде младенец Моисей был найден в корзине, обмазанной асфальтом. Почему нет? В шумерском «Эпосе о Гигальмеше», Утнапиштим, единственный выживший во время всемирного потопа, обмазывал свой корабль смесью акульего жира с асфальтом.

Еще один момент. Мумия в переводе с персидского, это тоже асфальт. Именно им обмазывали тела царственных покойников, перед тем, как отправить в царство Анубиса, бога погребальных обрядов.

Асфальт, добываемый на берегах и со дна Мёртвого моря до сих пор является асфальтом наиболее высокого качества. Он твёрд, хрупок и почти не содержит минеральных примесей. И невероятно дорог. Причина – шедевры фламандских и голландских художников 17 века. Соединяя асфальт с быстро сохнущим маслом и воском, они получали прозрачную краску красивого золотисто-коричневого тона. Именно в таких тонах написаны картины Рембранта и Франса Халса, Вермеера и Питера де Хоха.

Рембрандт
© Рембрандт. «Ночной дозор» (1642)

"Асфальтовая краска — приготовляется из асфальта и принадлежит к масляным краскам. По своему прекрасному коричневому цвету, совершенной прозрачности и лёгкости наведения употребляется преимущественно при глазировке. Краска эта легко смешивается с другими красками, за исключением белой, и при этом сообщает им бархатистость и силу. Пробовали ещё растирать асфальт в алкоголе и применять его в таком виде к акварельной живописи", - энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.

В 1880 году художник из Мариуполя Архип Куинджи представил зрителям свою картину «Лунная ночь на Днепре». Пораженный Великий князь Константин Романов (поэт К.Р.), тут же купил холст за фантастическую сумму в 5 000 рублей:

"Я как бы замер на месте. Я видел перед собой изображение широкой реки; полный месяц освещает ее на далекое расстояние, верст на тридцать. Я испытывал такое ощущение, выходя на возвышенный холм, откуда видна величественная река, освещенная луной. Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей, волшебной картины, душа тоскует", - президент Императорской Академии наук, Константин Романов.

куинджи
© Архип Куинджи, «Лунная ночь на Днепре».

В толпе, штурмовавшей зал на Невском, где была выставлена картина ходили самые невероятные слухи об эффекте «свечения» луны. Одни утверждали, что сзади нее стоит лампа, другие, что хитрый живописец использовал фосфор и рядом с полотном находиться небезопасно.

На самом деле ради эффекта глубины Архип Иванович использовал полупрозрачный коричневый асфальтовый подмалевок, а также добавлял асфальт в краски, чтобы сделать тона более глубокими. К сожалению, Константин Константинович, будучи не в силах расстаться с картиной, взял ее с собой в кругосветное плавание, - в результате пейзаж под постоянным воздействием влаги потускнел и потемнел.

асфальт
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Чтобы «любоваться» искусственным асфальтом сегодня достаточно выйти на улицу. Шанс увидеть настоящий есть у посетителей Горного музея Петербурга. Здесь представлена коллекция и палестинских и отечественных образцов уникального природного явления, которое не соперничает с калининградским янтарем только по причине нераскрученности, а вовсе не по причине значимости для человечества.

Подписывайтесь на Дзен-канал "Каменные истории"!

асфальт
© Форпост Северо-Запад / Горный музей