Перейти к основному содержанию

Как природа «утерла нос» великим скульпторам

корразия
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Сначала человек рисовал на стенах пещер. Затем стал вырезать из дерева или камня фигурки богов. Египет известен обелисками и сфинксами. А вот Греция столкнулась с серьезнейшей проблемой – как совместить «воинственную живость» статуи, если это не восседающий на кресле Зевс и не скрывающая тело под тяжелым балахоном Афина, а шустрые Дианы с Аполлонами.

Вот что про это пишут современные искусствоведы:

К числу нововведений Праксителя (самый известный античный скульптор) относятся использование элементов жанровости, а также применение для фигур внешней точки опоры, позволяющее придать позам большее изящество и непринуждённость. "Аполлон Сауроктон", или "Аполлон, убивающий ящерицу", около 370 до н. э., Ватиканские музей; "Афродита" для острова Кос, или "Афродита из Арля", около 360-350 до н. э., Лувр. Среди наиболее прославленных в древности скульптур Праксителя, неоднократно воспроизводившихся в копиях, - "Афродита Книдская" (около 350 до н. э., Музей Пио-Клементино, Ватикан, и Глиптотека, Мюнхен).

афродита
© Вариации Афродиты Книдской (Музеи Ватикана, Мюнхена, Рима)

То есть, согласно законам Архимеда, великий грек, нашел решение в точке опоры – дереве, пне, луке.

Возрождение подарило художникам математический расчет. Современники удивлялись не красоте и жизненной энергии Давида, резца Микеланджело Буонаротти, а тому, как это он не падает с крыльца Синьории на одноименной флорентийской площади. Во время оно, неоклассицизма удивлял уже Этьен Фальконе. Лошадь Петра на Сенатской опирается всего на две задних ноги и только слабый шлейф змеи с хвостом.

Как равновесие удавалось гению квадраченто понятно. Вот его рецепт:

«Просто беру камень и отсекаю все лишнее».

Давид
© Давид работы Микеланджело, Флоренция, Галерея Академии

Расчет устойчивости сегодняшних мастеров резца идет посредством компьютерных программ.

Но есть феномен, который необъясним. «Корразия» (лат. Corrasus - обтачивать). Означает он разрушение горных пород под действием переносимых ветром мелких песчинок. Корразия может быть точечная, царапающая (бороздящая), плоскостная и сверлящая. При эоловой обработке слоистых пород создаются разнообразные формы: грибы, пирамиды, обелиски.

Например, Балансирующий камень в Махабалипураме, Индия. Шарообразный валун балансирует на склоне холма и вовсе не собирается падать. Его называют Масляным камнем Кришны. Согласно местным легендам, его не может сдвинуть с места и дюжина слонов. Кажется, что валун стоит на месте только благодаря божественному вмешательству.

корразия
© Масляный камень Кришны

Или, скажем Камни из Торкаля, Испания. Эта природная скульптура находится в парке в Антекере, провинция Малага. Кажется, что камни, напоминающие тарелки, сложил друг на друга сказочный великан. И удержать идеальный баланс может только чудо.

торкаль
© Общественное достояние

В Горном музее Петербурга чудо на витринах за стеклом, а экскурсоводы за несколько минут объяснят на «живых» примерах, как и за какие миллионы лет создаются «карнизы», бросающие вызов и Клодту и Праксителю. Бессмысленно рукам человека спорить с рукой создателя всего сущего. Хотя, сам Эол всего лишь полубог. Сын Посейдона, бога моря и простой женщины Арны. Славен тем, что согласно Гомеру, помогал своему приятелю Одиссею надувать его паруса. Иногда, отвлекаясь на экспонаты Горного музея.

Подписывайтесь на Дзен-канал "Каменные истории"!

корразия
© Форпост Северо-Запад / Горный музей
корразия
© Форпост Северо-Запад / Горный музей
корразия
© Форпост Северо-Запад / Горный музей