Перейти к основному содержанию

Владимир Литвиненко: Россия должна вернуть себе статус мощной державы с лучшими в мире образованием и наукой

Владимир Литвиненко
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Ректор Санкт-Петербургского горного университета в своей авторской колонке, опубликованной в деловом издании «Ведомости», рассказал о том, при каких условиях это станет возможным.

В пятницу, 30 декабря исполняется 100 лет со дня образования СССР. В преддверии этой даты ректор старейшего технического вуза нашей страны Владимир Литвиненко задался вопросом: может ли отечественная высшая школа вернуться на тот высочайший уровень, которого достигла во второй половине ХХ века. И выделил ряд фундаментальных факторов, необходимых для решения этой государственной задачи.

«Я родился в СССР, получил прекрасное образование, отслужил в армии – уклонение тогда считалось попросту постыдным делом, затем работал в научно-образовательной сфере. Конечно, любая государственная система не идеальна. И многие граждане Советского Союза, даже в период его расцвета, не могли похвастать высоким уровнем жизни. Но уникальная модель развития общества, существовавшая в нашей стране вплоть до девяностых годов прошлого века, отличалась тем, что такие профессии, как военный, врач, учитель, учёный представляли собой реальную элиту общества. Вся идеология была направлена на то, чтобы ни у кого не могло возникнуть ни капли сомнения в том, что это действительно так», - напомнил Владимир Литвиненко.

Он подчеркнул, что такой подход позволил нам из отсталой аграрной страны превратиться в высокотехнологичную державу. Во многом это произошло именно потому, что представители нашей технической интеллигенции на протяжении нескольких поколений воспитывались не как потребители, а как созидатели. Это позволило нам первыми в мире полететь в космос, построить атомную электростанцию, придумать СВЧ-печь, создать множество других инноваций, ускоривших глобальный технологический прогресс. Другие страны копировали наши учебные стандарты, поскольку считали их передовыми.

Горный университет
© Форпост Северо-Запад / ЛГИ. 1980-е
Горный университет
© Форпост Северо-Запад / ЛГИ. 1980-е

«Я прекрасно понимаю, о чём говорю, ведь работаю в первом техническом университете России, выпускники и профессора которого стояли у истоков технологического прогресса нашей страны, как в ХIХ, так и в ХХ веке. Но сегодня, как это ни парадоксально, имена большинства из них забыты. Извлечение золота из руды с содержанием полезного компонента менее одного грамма на тонну, открытие Волго-Уральской нефтегазоносной провинции, повышение глубины переработки нефти до американских стандартов – всё это и многое другое стало возможным, именно благодаря нашим учёным», - отметил Владимир Литвиненко.

По его мнению, одна из наиболее серьёзных проблем современности состоит в том, что места отечественных инженеров, работавших над прорывными технологиями 30, 40, 50 лет назад постепенно занимают люди, зачастую получившие поверхностное школьное и вузовское образование. Они ментально отличаются от своих предшественников, не способны широкомасштабно мыслить, не читают книг и не стремятся прогрессировать в профессиональном плане.

Отсутствие глубоких фундаментальных знаний не позволяет им принимать оптимальные решения при возникновении нештатных условий, поскольку они обладают лишь опытом действий в ординарных ситуациях. Знают, какую кнопку необходимо нажать или какой рычаг повернуть в том или ином конкретном случае, но не более того. При этом они конструируют космические ракеты, управляют буровыми скважинами, АЭС, другими объектами критической инфраструктуры.

«По сути, все мы сегодня являемся заложниками либеральной идеи, неотъемлемая часть которой – снижение требований к национальным образовательным стандартам, а также формирование дефицита учёных и инженеров в планетарном масштабе. Постиндустриальные державы за счёт контроля мировых ресурсов и капитала имеют возможность локализовывать интеллектуальный потенциал всего мира на своей территории, оставляя менее прогрессивным странам «крохи от пирога», тем самым, искусственно затормаживая их социально-экономическое развитие. Это и есть основное последствие глобализации по западным лекалам, которая никоим образом не соответствует нашим государственным интересам», - считает ректор Санкт-Петербургского горного университета.

Горный университет
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов
Катерпиллар
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Он уверен в том, что Правительство РФ должно как можно скорее не просто взять на себя миссию регулятора, а стать центром принятия решений, направленных на развитие наиболее важных отраслей отечественного народного хозяйства. И начать ставить перед учебными заведениями, учёными и бизнесом конкретные задачи, определять сроки их исполнения, мобилизовывать общество на их реализацию, концентрировать все имеющиеся ресурсы на тех направлениях, которые являются приоритетными для сохранения суверенитета России.

«Только так возможно поднять качественный уровень научно-образовательной среды и приумножить тот колоссальный научный задел, который был создан во времена Советского Союза. Не нужно слушать либералов, ратующих за минимизацию вмешательства государства в рыночные отношения. Ведь именно их идеи и привели к обнищанию россиян в 90-е годы, а также регрессу нашей науки и образования. Уверен, что ответить на все те вызовы, с которыми сегодня столкнулась наша страна, мы сможем исключительно за счёт перевода отечественной экономики на мобилизационные рельсы», - говорит Владимир Литвиненко.

И уточняет, что самое главное при этом - не нарушать рыночных механизмов и избежать участия государства в производстве. То есть функция работодателя априори должна оставаться у частных компаний. А Правительство должно вырабатывать прозрачные и выгодные всем - и самому государству, и бизнесу, и науке - нормативы и требования, а также обеспечивать надзор за их надлежащим исполнением.

«Только в этом случае нам удастся вернуть себе статус высокотехнологичной державы, раскрыть свой уникальный сырьевой и интеллектуальный потенциал, обеспечить поступательное социально-экономическое развитие общества. Первым шагом на этом пути должно стать возвращение таким профессиям, как военный, врач, учитель, учёный статуса элитарных. В противном случае наши шансы на сохранение цивилизационной идентичности окажутся значительно ниже», - резюмировал Литвиненко.

горный университет
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов
НЦ о Земле
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов