Перейти к основному содержанию

Полярники Санкт-Петербургского горного университета приступили к буровым работам на станции Восток в Антарктиде

Антарктида
© Форпост Северо-Запад

В нынешнем сезоне от побережья до самого холодного места на нашей планете они добирались на полноприводных вездеходах «Бурлак» отечественного производства. Машины проявили себя во всей красе и позволили установить скоростной рекорд прохождения этого маршрута для колёсной техники.

В четверг, 19 января участники 68-й Российской антарктической экспедиции связались с редакцией «Форпоста» для того, чтобы рассказать о первых днях своего пребывания на Востоке. Как пояснил руководитель научной партии Санкт-Петербургского горного университета Алексей Большунов, в нынешнем году из-за сложной логистики начало сезона задержалось почти на 2 недели. Поэтому времени на раскачку у полярников не было – работы на буровом комплексе сотрудники старейшего технического вуза России совместно со своими коллегами из ААНИИ начали сразу же после прибытия на станцию.

«Мы приехали на Восток 14 января, в 11 вечера, и уже на следующий день приступили к проверке и техническому обслуживанию основного и вспомогательного оборудования. Оно в течение 11 месяцев находилось на консервации в крайне неблагоприятной, как для человека, так и для техники среде, так что это стандартная процедура, необходимая для того, чтобы обеспечить безопасность работ», - рассказал Алексей Большунов.

Антарктида
© Форпост Северо-Запад

Уже 16 января стартовали геофизические исследования скважины – учёные измерили температуру и давление на различных глубинах, а также диаметры нижнего участка, после чего сравнили данные с прошлогодними показателями, которые были получены перед консервацией комплекса и отъездом в Петербург. Это позволило понять, какие произошли изменения и какие технологические шаги следует предпринять, чтобы минимизировать возможность возникновения аварийных ситуаций, связанных с заклиниванием бурового снаряда.

«Буровые работы, как и в прошлом году, ведём в круглосуточном режиме, в три смены. Это необходимое условие для того, чтобы обеспечить оперативное достижение максимально возможного результата в условиях очень короткого сезона. Перед нами стоит ряд наиважнейших задач. В частности, отбор кернов льда с различных горизонтов для их дальнейшего исследования в лабораториях ААНИИ с целью изучения процессов изменения климата в различные исторические эпохи, а также натурные испытания, направленные на совершенствование существующих технологий бурения ледников и разработку новых», - пояснил Алексей Большунов.

Аспирант Горного университета Дмитрий Васильев отметил, что в нынешнем году корабль «Академик Фёдоров», на борту которого полярники пришли в Антарктиду, пробился в бухту Талла, в район прибрежной станции Прогресс лишь 5 января. Это произошло после четырёхсуточного тяжелейшего прохождения через припайные однолетние льды толщиной до 1 метра 80 сантиметров.

Антарктида
© Форпост Северо-Запад

«Разгрузка судна и перекачка топлива продолжались вплоть до 11 января. Сотрудники Горного университета и ААНИИ, естественно, принимали участие в работах по выгрузке с судна продуктов и оборудования для станции Восток. Они загружались в контейнеры и вертолётом доставлялись на континент, в место формирования санно-гусенечного похода», - уточнил Дмитрий Васильев.

Антарктида
© Форпост Северо-Запад
Антарктида
© Форпост Северо-Запад

Научный руководитель антарктической партии петербургского вуза Сергей Игнатьев рассказал, что колонна вездеходов «Бурлак» направилась в сторону Востока утром 12 января. Дефицита транспортных средств не было, а вот число водителей, которым предстоял непрерывный переход длиной в 1360 километров по безжизненной белоснежной пустыне, где нет мотелей и заправок, оказалось явно недостаточным. С учётом того, что по правилам безопасности в каждой машине должно быть по два человека, допущенных к управлению. В одиночку, само собой, с такой задачей никто не справится.

«Перевозку осуществляли водители ЗапСибГазпрома – строительной компании, которая возводит на Востоке новый современный зимовочный комплекс. Для того, чтобы перевести всех, кто направлялся вглубь материка, а это 12 человек из гляциобурового отряда, куда входят сотрудники Горного университета и ААНИИ, а также 11 из нового зимовочного состава, потребовалось 5 вездеходов. Но десятерых российских водителей в Антарктиде попросту нет. Конечно, можно было бы меняться в пути с отдыхающими водителями других машин, идущих караваном, но это заняло бы дополнительное время, которого и так не хватало. В итоге было принято более рациональное решение – посадить за руль полярников, имеющих водительские права категории «С», - вспоминает Сергей Игнатьев.

Антарктида
В январе исполняется 200 лет с момента открытия Антарктиды русскими моряками. Какие тайны хранит этот континент и почему именно его льды учёные используют для изучения процессов, связанных с изменением климата?

Среди представителей Горного университета такие права оказались у ведущего инженера Вячеслава Кадочникова, который сменял водителя дважды. В первый раз он проехал 150 километров за пять часов, а во второй - уже 250 км, на преодоление которых потребовалось 7 часов.

«Коллеги, ехавшие со мной в одном «Бурлаке», даже не заметили замены водителя, в плане комфорта передвижения. Я уже 5 лет не сидел за рулём грузовых автомобилей, но у меня всё получилось с первого раза. Кстати, по пути мы несколько раз меняли огромные, в человеческий рост колёса при температуре минус 40оС из-за нарушения сварных швов дисков. Но справились и с этой задачей, установив в результате скоростной рекорд прохождения маршрута от станции Прогресс до Востока для колёсной техники. Всего лишь двое с половиной суток, хотя рассчитывали добраться не ранее, чем через три дня», - подчеркнул Вячеслав Кадочников.

Антарктида
© Форпост Северо-Запад

Ведущий инженер вуза Данил Сербин назвал это достижение доказательством технологического прогресса. И напомнил, что во времена СССР такой поход занимал более месяца. Да и экспедиции Валдиса Пельша, которая прибыла на Восток четыре года назад на вездеходах «Емеля», на дорогу понадобилось гораздо больше времени - две недели.

«Когда мы прибыли на станцию уже был отбой, поэтому пообщаться с друзьями, с которыми мы расстались 11 месяцев назад, нам удалось лишь на следующий день. Однако вахта дизель-электростанции по традиции истопила для нас баню, что, безусловно, способствовало нашей адаптации на Востоке и позволило без раскачки приступить к работам», - говорит Данил Сербин.

В целом, как заверили полярники, акклиматизация в нынешнем сезоне проходит гораздо менее болезненно именно потому, что в отличие от прошлых лет они прибыли на полюс холода по земле. По воздуху было бы, конечно, быстрее, но нагрузка на организм в этом случае выпадает просто нечеловеческая.

Антарктида
© Форпост Северо-Запад

«В прошлом сезоне я впервые работал в Антарктиде и летел на Восток самолётом «Баслер». Полёт длился 4 часа, без герметизации салона на высоте около 4-5 километров. При этом организм испытывает шок, связанный с резким падением давления из-за того, что мы взлетаем на побережье, а садимся на ледовом плато, которое находится на уровне 3600 метров над уровнем моря. Конечно, это крайне негативно сказывается на последующей адаптации к условиям станции Восток, где содержание кислорода в воздухе гораздо ниже привычного, что приводит к гипоксии и отмиранию клеток головного мозга. Плюс там пониженная влажность, около 35%. Поход на «Бурлаках» со средней скоростью 33 км/ч с плавным набором высоты от 0 до 3600 метров позволяет организму постепенно адаптироваться к пониженному давлению. В итоге головные боли по приезду на Восток не такие сильные, хотя совсем без них, конечно, обойтись не получилось. В целом, можно сказать, что акклиматизация проходит легче и быстрее», - считает аспирант Горного университета Вячеслав Шадрин.

Единственным из представителей петербургского вуза, кто в этом году впервые оказался на Шестом континенте, стал геолог Никита Крикун. В его задачу входит не только работа на буровой, но также апробация современного геофизического оборудования в суровых условиях Антарктиды. И ответ на вопрос: способно ли оно там работать с той же эффективностью, что и в более благоприятной среде.

Антарктида
© Форпост Северо-Запад

«На данном этапе я неплохо переношу все трудности работы на полюсе холода. В такие моменты важно не забывать где ты находишься и не переоценивать свои силы. Как говорится: «Восток — дело тонкое». Огромная благодарность товарищам-буровикам, которые всячески поддерживают меня, как в работе, так и в быту. Это очень важно, ведь бурение льда требует от тебя постоянной концентрации, особенно, в условиях гипоксии. Здесь цена ошибки чрезвычайно высока, так как меньше всего хочется подвести коллектив, который так тепло тебя принял и за прошедший месяц успел стать близким и родным», - резюмировал Никита Крикун.

Его миссия состоит в создании научно-технического задела на будущее. Изучение экосферы одноимённого подлёдного озера, которое миллионы лет было изолировано от атмосферы Земли, а также глубинных явлений, происходящих в недрах Антарктиды и влияющих на магнитосферу планеты, а значит и на климатические изменения – одна из долгосрочных задач, которые поставлены перед полярниками руководством Санкт-Петербургского горного университета.

Антарктида
© Форпост Северо-Запад