Перейти к основному содержанию

Почему замерзающий Узбекистан не торопится вступать в газовый союз с Россией

сосулька
© Форпост Северо-Запад

Министерство образования Узбекистана сообщило, что с 23 января в стране стартовала третья четверть. Правда, многие школы из-за отсутствия тепла в батареях начали её дистанционно. Например, в Ташкенте более 50 учебных заведений не смогли открыть двери перед детьми и вынужденно работают в удалённом режиме. Или не работают вовсе из-за неимения технической возможности.

Проблемы с отсутствием электроэнергии, воды и отопления начались в столице Республики около десяти дней назад. Президент Шавкат Мирзиёев обвинил в сложившейся ситуации местные власти, которые потворствовали незаконному строительству зданий, но совершенно не учитывали при этом, что появление дополнительных потребителей электроэнергии априори приведёт к росту нагрузки на сеть.

Полностью устранить последствия коллапса, произошедшего на фоне двадцатиградусных морозов, пока так и не удаётся. Даже, несмотря на прекращение поставок метана в адрес некоторых предприятий и автозаправок и его перераспределения в пользу домохозяйств. Казалось бы, такая конъюнктура подтверждает необходимость вступления Узбекистана в так называемый газовый союз с Казахстаном и Россией. Однако это предложение, несмотря на его очевидную выгоду для всех сторон, в замерзающем Ташкенте почему-то считается «неоднозначным».

О чём идёт речь? В прошлом году Президент нашей страны Владимир Путин инициировал идею расширения сотрудничества трёх государств в области транспортировки, экспорта и переработки природного газа. Учитывая увеличение в обеих среднеазиатских странах внутреннего спроса, а также готовность Китая и Пакистана покупать дополнительные объёмы голубого топлива, создание такой триады - дело практически беспроигрышное. Тем более ещё со времён Советского Союза у нас существует общая система трубопроводов, что автоматически делает сумму необходимых инвестиций в проект значительно меньше.

северный поток
© www.gazprom.ru

По итогам прошлого года Узбекистан заработал на поставках метана в КНР свыше миллиарда долларов, на треть больше, чем в 2021-м. Но, несмотря на это, опустился с четвёртого на пятое место среди крупнейших поставщиков в Поднебесную. Выше – Туркменистан, Россия, Мьянма и Казахстан. Очевидно, что потенциал для роста доходов бюджета за счёт продажи газа за границу у Республики огромен. Так почему бы не повысить собственную энергобезопасность, оградив себя от массовых блэкаутов, наподобие нынешнего, а заодно не получить дополнительную экспортную выручку? Ведь в целесообразности и рентабельности идеи не сомневаются даже западные аналитики.

«Объективно, Узбекистан и Казахстан могут быть заинтересованы в сотрудничестве, которое позволит улучшить их возможности, связанные с ростом экспортных поставок и привлечением дополнительных инвестиций для развития профильной инфраструктуры. Но страх перед западными санкциями, скорее всего, приведёт к излишней осмотрительности Астаны и Ташкента при вступлении в союз», - пишет Oilprice.com.

Действительно, основной причиной чрезмерно осторожного поведения официальных властей двух стран относительно реализации совместного с Россией мегапроекта являются именно опасения нарушить какие-то установленные американцами правила. А вовсе не «отсутствие экономической и политической целесообразности», как говорят некоторые «эксперты». То есть, если называть вещи своими именами, Соединённые Штаты в данном случае выступают в роли надсмотрщика, который запрещает суверенным государствам сотрудничать с соседями и, таким образом, не только искусственно тормозит их социально-экономическое развитие, но и обрекает миллионы людей замерзать в своих домах и квартирах.

Газпром
© gazprom.ru

О пагубности и ненормальности такой системы миропорядка на днях заявил министр инвестиций Индонезии Лухут Бинсар Панджайтан, который подчеркнул, что «США должны немедленно прекратить мешать экономическому росту» его страны. Ранее в том же духе высказался президент островного государства Джоко Видодо. Он указал на то, что попытки ЕС ограничить свободу действий развивающихся стран в отношении их ресурсов означают, что «Европа вернулась к скользким практикам эпохи колониализма». Он также отметил, что Республика не может мгновенно модернизировать свою энергетику и начать массовый выпуск электромобилей, поскольку это приведёт к краху её экономики.

Всё больше политиков в самых разных частях мира постепенно начинают осознавать, что вмешательство Вашингтона или Брюсселя в дела независимых держав никогда не приводит к позитивному для последних результату. Гражданские войны, цветные революции, разруха и гиперинфляция – в последние десятилетия коллективный Запад не оставляет после себя ничего другого. Так было в Сербии, Афганистане, Ираке, Ливии, Ливане, Сирии.

Однако запрет на социально-экономический прогресс – это явно что-то новое. Нет сомнений в том, что страны, которые примут подобные правила игры и начнут отказываться от выгодных для своего поступательного развития предложений, не получат от США никаких альтернатив. А значит граждане того же Узбекистана продолжат жить в условиях постоянной угрозы энергетического коллапса. Нужно ли им такое будущее? Ответ, как кажется, лежит на поверхности.