Перейти к основному содержанию

Тайна изобретения граммофона

рундгерд
© Форпост Северо-Запад/ Горный музей

Как известно, колесо изобретено шумерами. Им же принадлежит авторство первых в истории клинописных текстов. Учёные мужи в районе современного Багдада ещё 5 тысяч лет назад нацарапывали знаки письма заострённым тростником на глиняной плоскости. Двух этих открытий было почти достаточно, чтобы подтолкнуть творческое воображение Эмиля Берлинера к его главному проекту. Знаменитый уроженец Нижней Саксонии модернизировал неудобный для широкого использования фонограф Эдиссона в популярнейшую потребительскую «игрушку» начала 20-го века – граммофон. «Колесо» он расположил горизонтально, а иглу приложил не к буквам, а к звукописи.

Решающую подсказку Берлинер нашёл вблизи родного Ганновера. К югу от него, у подножия покрытого сосновым лесом горного массива Гарц, находится самый маленький в Германии университетский город, центр горной науки и одновременно курортное место – Клаусталь. Там в 1853 году (за 34 года до получения патента на граммофон) построили первый рундгерд (круглый стол – с немецкого).

рундгерд фрагмент
© Форпост Северо-Запад/ Горный музей

Устройство, напоминающее музыкальный проигрыватель, предназначается для обогащения руды. Смесь воды и рудного зерна в пустой породе подаётся сверху в центр диска. По мере его вращения на оси центрального вала частицы ценной более тяжёлой жильной породы сносит к внешнему краю круга. Там их снимают, чтобы далее пустить в качестве сырья на металлургические предприятия.

От опорного диска электрофона и его прародителя граммофона основной конструктивный элемент рундгерда отличает легкая конусность, но 6-процентный уклон малозаметен. Скорость и размеры, конечно, тоже разные – устройство горняков имеет 5 метров в поперечнике и совершает один оборот за 2,5-5 минут, а музыкальному диску требуется на это менее секунды (стандарт – 78 оборотов в минуту). Зато оба покрываются войлоком (слимпаты, коврики под пластинкой, изготовленные из фетра, сегодня, пожалуй, самые распространённые).

граммофон
© Pierre Gui, unsplash.com

К 1870-му году круглые обогатительные столы уже хорошо зарекомендовали себя на предприятиях Гарца, и Санкт-Петербургский горный институт приобрёл для учебных целей действующую модель устройства. Сегодня она экспонируется в его музее.

На современных горно-обогатительных предприятиях уже давно используются в основном не рундгерды, а флотационные машины, которые представляют собой не столы, а ванны. В своё время прообраз граммофона весьма серьёзно повышал эффективность горно-обогатительного процесса. Он позволял непрерывно обрабатывать самые тонко толченые пески и шлихи. Поэтому был широко распространён в Центральной Европе вплоть до 1920-х годов.

рундгерд
© Форпост Северо-Запад/ Горный музей

Хотя это ещё не конец его истории. У нашей параллели между двумя устройствами, горным и звуковым, имеется постскриптум. Механические музыкальные проигрыватели к концу 1990-х годов были практически вытеснены цифровыми компакт-дисками, но вскоре вернулись в широкий обиход. В 2021 году грампластинки в США снова отвоевали у CD первенство по продажам, заняв 50,4% рынка, около 42-х миллионов штук. Рундгерды тоже не канули в Лету. В 2012-м году, например, в Санкт-Петербургском горном университете прошла защита диссертации о повышении эффективности обогащения тонких рудных фракций с использованием центробежной сепарации на основе всё тех же круглых столов. Разумеется, значительно усовершенствованных.