Перейти к основному содержанию

Калининград: годовщина транспортной блокады

Калининград
© Xenia Botalova, unsplash.com

Уже второй год в конце зимы – начале весны таможенная служба Литвы начинает неспешно обновлять информационные системы автомобильных пропускных пунктов на границе с Белоруссией. В 2022-м «перезагрузка» прошла в феврале, но ещё до специальной военной операции. Нынче – в третьей декаде марта. В первом случае действия литовской стороны напоминали репетицию в преддверии обострения отношений с РФ. Сегодня разворачивается реальная конфронтация – Евросоюз распечатал 10-й санкционный пакет, готовит 11-й.

Обновление софта – самая незначительная из целого перечня официальных причин задержки на пути автомобильного транзита в этом году. В их числе и реконструкция основного дорожного поста «Мядининкай», и сохраняющееся чрезвычайное положение на приграничных территориях и, конечно, необходимость дополнительного контроля фур на предмет выявления запрещённых к провозу товаров.

По данным Дирекции контрольно-пропускных пунктов при Министерстве транспорта Литвы, время ожидания в очереди на пропускном пункте для большегрузов на 30 марта составляет 35 часов. У границы скопилось 356 автомобилей. На пике, 24 марта, доходило до 60 часов задержки и вереницы из 620 фур. Только на одном, правда, самом загруженном переезде.

мозаика фура Калининград
© unsplash.com / мозаика Калининград

В России автомобильным транспортом доставляется 67% всех грузов. На долю железной дороги приходится только 17% непассажирского трафика. Смягчение Евросоюзом ограничений в июле 2022-го года в отношении рельсового транспорта мало повлияло на ситуацию. Рост пограничных заторов на потоке калининградского транзита не привёл к массовой перегрузке товара из фургонов в вагоны. Он лишь развернул фуры в сторону балтийских паромов.

Несмотря на ажиотажный спрос, по маршруту Усть-Луга – Балтийск до сих пор курсирует всего три парома: «Амбал», «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский». Ещё один – «Балтийск» – на ремонте. В конце апреля он должен вернуться в строй, но гарантированно начнутся проблемы у «Амбала». Это иностранное судно и из-за санкций к нему уже нет запасных частей.

Балтийск
© Аndrey Мavilkin, unsplash.com / Балтийск

Ассоциация международных автомобильных перевозчиков 2 марта обратилась с «криком души» к помощнику Президента РФ экс-главе Минтранса Игорю Левитину:

«С учётом поэтапного расширения перечня товаров, запрещённых для транзита автотранспортом через Литву, объём перевозок в направлении с Калининградской областью к настоящему времени сократился на 85-90% по сравнению с периодом до принятия санкций».

Дальнобойщики сообщают, что средний срок ожидания погрузки фур на паромы составляет около 3-х месяцев. Сложилась стихийная практика торговли местами в очереди. Цена вопроса доходит до 100 тысяч рублей.

кафедральный собор Калининград
© Xenia Botalova, unsplash.com

К сегодняшнему дню найдено лишь временное решение проблемы. На паром разрешено закатывать только полуприцепы. В правительстве Калининградской области подсчитали, что это даёт 150 дополнительных транспортных единиц в месяц – капля в море.

К чести областной администрации и транспортников надо сказать, что дефицита продуктов питания из-за логистических проблем в регионе нет. Цены в среднем чуть выше, чем, например, в Петербургской «Ленте», но не критично. Килограмм яблок стоит 89 рублей, сахара ₽78, варёной колбасы ₽446, курицы ₽196, свинины на кости ₽256. Из общего ряда выбиваются только бананы, в Калининграде их покупают за 145 рублей. В петербургской «Ленте» – за ₽103 без учёта скидок и акций. Вероятно, разница вызвана как раз проблемами с поставками. Бананы – чистый импорт и не относятся к товарам первой необходимости. На стабильности их завоза в эксклав затруднения с логистикой сказываются в первую очередь.

набережная
© gvz, unsplash.com

Из непродовольственных товаров наиболее сложная ситуация, пожалуй, с поставками подсанкционных металлов и изделий из древесины. Показатели работы региональной промышленности уже отреагировали на проблему: индекс промышленного производства – 85,6% (январь 2023 к январю 2022), ввод в действие жилых домов – 35,1% к тому же периоду.

Калининградская область в чём-то может служить «уменьшенной моделью» всей России: отсутствие проблем с энергоресурсами (газопровод, питающий местные тепловые электростанции пока функционирует) при отставании в области высоких технологий и искусственном осложнении импорта. Антироссийские санкции здесь сработали жёстче, чем в целом по стране. Зато и положительный эффект вынужденной автаркии начал проявляться раньше. Показательный пример – освоение производства электрощитового оборудования. Зависимость от зарубежных поставок снята за счёт финансирования по льготной региональной программе. Кредиты на 7 лет выдаются всего под 2% годовых, и в течение 36 месяцев действует отсрочка на погашение основного долга. Общий объём программы – 5,8 миллиарда рублей. Ещё пару лет назад эксперты сошлись бы во мнении, что в области при всём желании не найти бизнес-проектов на столь крупную сумму.